Дагестанец пришел на свадьбу к девушке. Особенности дагестанских свадебных традиций и обрядов

Свадебные обычаи дагестанского народа тесно переплетаются с его национальной культурой. Среди характерных традиций дагестанской свадьбы можно выделить:

1) Двойное празднование . Праздник проводится два дня, первый раз в доме невесты, а второй в доме жениха. Важно,что дни празднования идут не подряд, а с перерывом в семь дней.

2) Запрет свадьбы в определенные дни . В Дагестане нельзя жениться в дни рождения будущих мужа и жены, в дни рождения их родителей и религиозные прадники исламской религии.

3) Выбор типа проведения праздника из двух противоположных. Жених и невеста вместе с родителями сами решают, чего хотят: бесшумный, спокойный праздник с табу на алкоголь или весёлую заводную вечеринку с классическим набором увеселительных напитков.

4) Много гостей. Несмотря на тип свадьбы, присутствовать на ней должно не меньше трёхсот гостей, но их число обычно не больше полутора тысяч. Каждому жителю города, в котором проживают молодожёны, нужно хотя бы ненадолго появится на торжестве в знак уважения.

5) Кража невесты в случае несогласия родителей . Повсеместно кража невесты на современных дагестанских свадьбах не практикуется, но если родители не дают своего благословения, то жениху ничего не остаётся, как украсть их дочь, чтобы она провела ночь в его доме. Поскольку такое явление влечёт за собой позор для девушки, то свадьбе суждено состояться.

6) Тайное сватовство. Процедура сватовства происходит вечером путём визита родителей жениха в дом невесты, где ей вручаются различные подарки. При этом сам факт такого визита стараются не оглашать, а сам процесс проходит в тесном кругу только с самыми близкими родственниками невесты.

7) Красивое богатое празденство. Как только в дагестанской семье рождается ребенок, денежные средства семьи начинют откладываться на его свадьбу, поэтому такие события всегда пышные и дорогостоящие.

8) Оплакивания невесты . В первый день праднования свадьбы, которое проходит в доме невесты, её подруги оплакивают её, потому что уход невесты в дом жениха принято считать грустной для них ситуацией;

9) Стрельба друзей жениха . Примечательно, что когда друг женится, его товарищи занимаются стрельбой, потому что такое занятие помогает сделать молодую семью счастливой и отогнать от неё беды.

10)Танец молодожёнов. Этот процесс особо удивителен на дагестанской свадьбе, это обязательный её компонент. Сначала вокруг невесты приглашённые мужчины танцуют лезгинку и бросают на пол деньги, которые собирает подружка невесты. Аравул (тот, кто начинает пляску на свадьбе) предвещает начало танцев для мужчин, а вот приглашенные женщины выходят танцевать только после исполнения танца сестрой жениха.

11) Наряд. Женщине на свадьбу принято одеваться изящно и красиво, в длинное платье, на голову фату не надевают. Мужчина одевает обычный костюм, но на голове во время танца у него должен находиться народный головной убор - папаха.

12) Испитие мёда . Как только невеста входит в дом жениха, его мать протягивет ей чашу с мёдом,чтобы попробовав его, семейная жизнь невесты стала сладкой и гладкой.

Что происходит после торжества

В первые дни после свадьбы в дом молодожёнов продолжают приходить гости, поздравляя их с радостным событием, при этом хозяева дома всегда обязуются впустить их и оказать должное внимание. На следующие сутки после последнего дня свадьбы с невесты снимается платок, если он на ней был, поскольку в современности его наличие на невесте уже не является обязтельным условием. Разводы в Дагестане- это очень редкое явление, поэтому после свадьбы молодожёны живут душа в душу, не задумываясь о правильности выбора своего партнёра.

Передать словами процесс дагестанской свадьбы сложно, поскольку размах и шик, сопровождающий её, чрезвычайно поразителен, а для того, чтобы окунуться в обычаи и традиции свадеб для этой национальности, лучше всего хоть раз поприсутствовать на этом торжестве и увидеть всё своими глазами.

Как и раньше, сегодня дагестанская свадьба проводится с соблюдением всех национальных традиций, ритуалов и обрядов. В любой народности мира имеются сложившиеся веками традиции и обряды. Наиболее яркими, красочными, интересными признаются, конечно же, свадьбы.

Дагестанские обычаи на свадьбе

Свадьба в Дагестане отличается своим «размахом». Огромное количество приглашенных, шум, музыка, веселье, множество самых различных угощений. В Дагестане традиционно отмечают две свадьбы. Первая справляется в доме невесты, а вторую свадьбу отмечают уже в доме жениха. Общее количество гостей на свадебном торжестве, как правило, может достигать полутора тысячи человек.

Подготовка к свадьбе в Дагестане

Важным моментом при проведении этого торжества в Дагестане является соблюдение всех национальных обрядов и ритуалов. Согласно дагестанским обычаям, подготовка ко дню бракосочетания начинается практически сразу после рождения ребенка. Родители уже тогда приступают к сбору приданого и скоплению средств на будущую свадьбу. Именно поэтому, спустя несколько лет, для молодоженов устраивается поистине роскошное торжество.

Предсвадебная помолвка дагестанских новобрачных

У дагестанцев, как и у любого другого народа, процедура объявления молодых женихом и невестой называется помолвкой, или обручением. В дом невесты засылаются сваты, где происходит обряд сватовства, там ее одаривают различными подарками. Тут же родители жениха и невесты назначают день свадьбы, который не должен совпадать с днями рождения молодых или их родителей, мусульманскими праздниками, а также не должен быть во время уразы.

Дагестанская свадьба не проходит без официальной регистрации молодых в ЗАГСе. По завершению обряда помолвки они идут в ЗАГС и подают заявление на свое желание заключить брак. Согласно дагестанским обычаям жених и невеста до свадьбы могут встречаться лишь изредка и ни в коем случае не должны проводить вместе ночи. Далее начинается подготовка к самому торжеству. Это – выбор свадебных нарядов, места проведения самой свадьбы, выбор ресторана и меню, приглашение гостей, украшение зала, различные организационные вопросы и так далее.

Особенности свадебных нарядов в Дагестане

К наряду дагестанской невесты в наши дни жестких требований нет. Главное, чтоб он был дорогим, изящным, нарядным и торжественным. Современные дагестанские девушки готовят к свадьбе два наряда: один – белое подвенечное платье, второй – национальный костюм. В качестве места проведения свадьбы также может быть выбран любой ресторан, банкетный зал или даже дом. Свадебные столы же накрываются согласно всем традициям дагестанской кухни: плов, долма, хинкали, шашлыки, овощи, зелень и многое другое. В обязанности невесты перед свадьбой входит подбор мебели для дома или квартиры, где она будет жить с молодым мужем.

Традиции празднования первого дня свадьбы в Дагестане

Дагестанская свадьба невозможна без громкой музыки, раздающейся с крыши дома. Первый день, по традиции, проходит в доме невесты. Здесь собираются, как правило, одни женщины. Подружки невесты, родственницы, соседки и просто знакомые. В этот день происходит своего рода прощание девушки с родительским домом и своей прежней жизнью. В разгар празднования к невесте приезжает жених и дарит ей множество дорогих подарков: сундук с одеждой и обувью, украшения из золота и другие ценные вещи. Количество подарков зависит от материального положения жениха.

Традиции празднования второго дня свадьбы в Дагестане

Свадьба в Дагестане отмечается в день официального бракосочетания. Обычно она проходит в доме жениха, через неделю после первого свадебного дня. Здесь уже собираются и мужчины и женщины, но за столом они сидят отдельно. Женщины сидят за одним столом, а мужчины за другим. Во время празднования играет преимущественно национальная музыка, но могут быть и современные иностранные композиции. Жених на своей свадьбе имеет право танцевать с другими представительницами прекрасного пола. У невесты такого преимущества нет.

В этот день во второй половине дня отец жениха едет к дому невесты, держа в руках свечи и зеркало, он заходит к ней. Огонь свечи и зеркало надо оберегать и хранить, так как они символизируют принесенное счастье для молодой семьи. Выходя из дома, отец жениха платит выкуп (обычно это символическая плата) близким родственникам невесты.

Далее невесте предстоит приезд в дом своего жениха. Перед дорогой ей накрывают лицо специальной накидкой, и в сопровождении отца жениха и родственников девушка направляется к месту празднования свадьбы. Перед тем, как войти в дом, под ноги невесте проливают кровь только что зарезанного барана. Согласно народному поверью, этот обряд служит мощным оберегом от сглаза. При этом девушка не должна испачкать свой наряд. Потом ее угощают медом, чтобы будущая семейная жизнь была сладкой.

Несмотря на самый разгар свадебного пиршества, невесту отводят в отдельную комнату, где она будет ждать своего возлюбленного и готовиться к своей первой брачной ночи. Встреча молодых должна состояться ровно в полночь. В эту ночь у двери спальни молодых обязательно остаются родственницы жениха, задача которых вынести из спальни и показать всем доказательство невинности невесты. Этот факт сопровождается радостными поздравлениями, возгласами, выстрелами.

Свадьба в Дагестане на этом, конечно, не заканчивается. Празднование может продолжаться еще несколько дней, в зависимости от финансовых возможностей молодых и их родителей. Лишь спустя неделю после второго дня свадьбы в дом к молодым с поздравлениями могут прийти родственники невесты. Любой день дагестанской свадьбы сопровождается преимущественно национальной музыкой, танцами, играми, развлечениями для приглашенных гостей, всеобщим весельем. Считается, чем роскошнее и веселее будет свадьба, тем лучше будут жить молодые.

Дагестанская свадьба — важное событие в каждом городе и селе. Дагестанцы живут от свадьбы к свадьбе, ведь такое торжество дарит много впечатлений. В этой республике отмечают свадьбу два раза — сначала в доме невесты, а потом в доме жениха. Как минимум, гуляния затягиваются на два дня, а иногда могут длиться даже дольше.

Традиции сватовства

Дагестанцы славятся эксцентричностью, поэтому долгое время в этой стране были популярны кражи невесты. Похищение невесты на свадьбе в Дагестане случается до сих пор, но чаще в тех случаях, когда родители запрещают молодоженам пожениться. Также воруют невест, когда молодые из разного сословия. Считалось губительным для девушки провести ночь в доме мужчины, поэтому родители чаще всего соглашались на такой шантаж, чтобы уберечь дочку от позора.

Зачастую свадьба происходит после сговора или сватовства. Сватовство по-дагестански включает визит представителей жениха в дом невесты. В этот день договаривались о размере калыма, интересовались приданым молодой невесты. Плата за невесту являлась обязательной во всех регионах страны, только сумма была не определенной.

Сватовство в Дагестане имело две разновидности. В первом случае связывали свадебными обязательствами маленьких детей. Такую разновидность называли «колыбельным сватовством», когда без решения будущих жениха и невесты договаривались об их бракосочетании. В качестве залога отец девочки давал отцу мальчика ценную вещь, после чего детей считали женихом и невестой. Такой вид сговора больше всего присущ лезгинам. Дагестанское сватовство совершеннолетних сильнее распространено, особенно в современном мире. Такой вид сговора наполнен национальными традициями, которые включают несколько этапов. Сначала происходит сватовство, во время которого невесте вручают подарки. В некоторых регионах все эти дары, вместе с приданым девушки вывешивали на веревке, чтобы все могли их созерцать. Затем происходит предсвадебная помолвка дагестанских новобрачных, после которой следует визит жениха в дом невесты и ее визит в дом жениха.

В Дагестане сватовство сильно отличается от всех других свадебных обычаев. Оно происходит тайно, в вечернее время суток и в кругу ближайших родственников.

Первый день

Как правило, дагестанские браки очень крепкие и длятся всю жизнь. Большей мерой это связано с выраженной религиозностью народа, так как разорвать брак может только имам, а ему для этого требуются веские причины. Поэтому дагестанские свадьбы всегда веселые и шумные, ведь играются они один раз. На этих свадьбах гуляет вся община, а количество приглашенных может достигать тысячи.

Перед первым свадебным днем все родственники активно готовятся, выполняя оговоренные ранее обязанности. Родители молодых почитают своих умерших родственников и проводят жертвенное приношение на честь молодых. Также заранее приглашают музыкантов. Чаще всего их зовут из других селений, и всю дорогу к дому, где будет проходить праздник, они должны петь, извещая о месте торжества.

Традиции празднования первого дня свадьбы в Дагестане начинаются с ритуальной музыки. На крыше дома собираются музыканты, играя обрядовые песни, которые отличаются молитвенной силой. В полдень из дома жениха выдвигается свадебная процессия. Она состоит из родственников молодого, в основном женского пола. По дороге к жилищу невесты они поют песни, танцуют и несут с собой дары и подносы со сладостями. Подарки состояли их пары хлебов, халвы, мешка с табаком, иголок, ниток и прочего. Участники свадебной процессии заходили в дом невесты, а подарки складывали в сундуке. Его впоследствии новобрачная заберет с собой в дом своего мужа.

Свадебный обряд дагестанцев состоит из традиции, когда молодых отправляют в дом своих ближайших родственников, например, сестры или брата. Поэтому в первый день они не встречаются. Считалось положительным, когда невеста и жених будут до свадьбы находиться среди большого скопления людей.

Гости тем временем прибывают из разных уголков страны и собираются возле дома. О своем визите они оповещают музыкой, песнями или оружейными выстрелами.

В этот день невесту готовят к передаче жениху. Мать собирает для нее приданое и проводится церемония прощания, с ритуальными песнями и плачем.

Второй день

Традиции празднования второго дня свадьбы в Дагестане уже проходят в доме жениха. В этот день он приходит за невестой и молодых провожают из дому. Когда молодой приходит за своей избранницей его встречает ее сестра, выполняя традиционный танец. Мать невесты преподносит молодым чашу с медом, угощая их. Согласно поверьям, такой ритуал способствует долгой и счастливой жизни брачующихся.

В этот день можно увидеть множество интересных обрядов, соревнований и конкурсов, которые хорошо раскрывают всю искусность дагестанцев. К примеру, большинство из них очень хорошо танцуют. Вся причина в том, что их готовят к свадьбе с раннего детства, обучая народным танцам и песням.

Подготовка к свадьбе в Дагестане построена таким образом, что все торжество начинается с полуденного времени. Молодую привозят в дом жениха и здесь уже начинается настоящее веселье. Парни танцуют отдельно от девушек, но это не мешает им подыскивать себе спутницу жизни.

Самым важным событием на свадьбе является танец новобрачных. Но прежде чем он случится, невеста обязана станцевать с каждым мужчиной на торжестве. Молодая танцует, а мужчина кружится возле нее и бросает денежные купюры, которые подбирает подружка невесты. В Дагестане не принято дарить подарки, вместо этого преподносят деньги.

Начало танцев в Дагестане называется «дем», и его открывает главный танцор — «аравул». К нему подключаются остальные мужчины. Сестра жениха начинает танцы для женской половины, таким образом, начинается танцевальное состязание, которое может продолжаться до позднего вечера.

Свадьба в Дагестане славится большим пиршеством, во время которого тоже происходят различные ритуалы. В это время преподносят подарки жениху и невесте от родителей и близких родственников. Новобрачная обязана сходить на кухню и одарить подарками всех, кто помогал в организации торжества. Вел церемонию тамада, которого выбирали из родственников заранее. Он следил за правильной организацией свадьбы и соблюдением всех обычаев.

Современные дагестанские бракосочетания во многом похожи на европейские, но некоторые обычаи до сих пор актуальны. Особенности свадебных нарядов в Дагестане таковы, что жених на церемонию обязан надеть папаху. В ней он выполнял свадебный танец, также шапка была эпицентром внимания многих гостей. Ее все время хотели похитить, требуя взамен выкуп.

Зачастую свадебное торжество занимало два дня, если молодые были из разных селений. Когда же они жили в одной местности, проводили одно большее празднество.

Дагестанские обычаи на свадьбе не заканчивались. В течение первых дней гости наведывались в дом новобрачных в любое время суток, а жена должна была их радушно принять, показав свое гостеприимство.

Каждый свадебный обряд в Дагестане является интересным и необычным. Сама свадьба проходит энергично и весело.

28 июня 2014, 04:34

Местные жители говорят, что традиции уходят и сейчас принято отмечать свадьбу в городе. Приглашают по несколько сотен гостей и гуляют на всю катушку. И даже если свадьбу отмечают в селе, уже не стараются выполнять все правила так, как это было раньше, ещё до того как появились автомобили и электричество. Но где-то сошлись звёзды, да так, что во время моего путешествия по горам, тут играли свадьбу именно так, как это было раньше. Поэтому, вместо заслуженного отдыха в Махачкале, последние два дня я провёл в горном селе Балхар. Мне всё понравилось, но я бы добавил количество факелов, пока шёл за процессией по узким улочкам между домов, чуть не переломал ноги об камни, которых там наверно специально накидали, что бы такие как я не ходили.

Раньше гуляли свадьбы три дня, где-то до сих пор отмечают по полной программе, начиная дегустировать коньячок ещё с утра, а кто-то сокращает до двух. Не суть. Я приехал на самые интересные события, которые начинаются как раз ближе к вечеру. В селе есть шикарная поляна на самом верху села. Лучшего места для празднования не придумать, вокруг шикарные виды на луга, на горы и небо. Я бы тут тоже отметил свою свадьбу.

По соседству с нами.

Вереница женщин несёт приданное для невесты (в дом жениха). Теперь зачастую приданное перевозят на машинах, но это выглядит не так красиво и эстетично.

Несут всякие ковры, одеяла, кувшины, ларцы, короче всё, что может пригодится в хозяйстве. Разумеется, есть и украшения и деньги.

Всё принесённое складывают в комнате молодожёнов. И теперь все ждут, когда начнётся самое главное. А самое главное - это шествие по ночному селу с факелами (не потому что надо осветить дорогу, а потому что так раньше делали) от дома жениха к невесте.

Нам пришлось ждать часа два. Что бы как то убить время, все собрались на заднем дворе, и под музыку приехавших музыкантов начались танцы.

Но вот факелоносцы начали суетиться, значит скоро состоится парад. Из дома вынесли несколько факелов. Факел, это консервная банка, внутри которой кизяк (все знают, что такое кизяк?) обильно политый керосином. Всё это поджигают и вуаля, можно начинать!

Стараясь не упасть, я увязался за толпой радостных мужиков, с криками и свистом сопровождавших жениха. Глядя на церемонию, меня не покидало ощущение, что я очутился в средневековье. Всем, кто хочет испытать подобное, рекомендую посетить эти земли, пока ещё живы такие традиции.

Вот показался дом невесты. Слава богу, пройти по тёмным улицам надо было немного.

Нас встречали как героев. Возле входа в дом собралась наверно вся деревня, не протолкнуться.

Дальше всё просто, мальчики направо, девочки налево. Девочки собираются в комнате, где сидит невеста, а парни за стол. Из за стола то и дело раскатывались возгласы и произносились тосты, но самое интересное происходило у девчонок. Наряжали невесту.

В итоге невесту покрывают с головой и теперь она будет передвигаться только при помощи двух подруг, которые с ней всегда рядом.

В комнату принесли специальную лампу, это для подруг невесты, чтобы освещать путь.

А внизу, во дворе дома дым коромыслом.

Все ждут когда же начнётся шествие. И как обычно, ожидание затягивается. Не знаю, может так и надо, но в общем, невеста не спешит.

Дождались, девушки наконец то вышли. Сзади кто то начал кидать конфеты и внизу у процессии случилась ещё одна давка, теперь уже из пацанов, собирающих конфеты. В этот момент со стороны улицы я увидел сильные отсветы, сперва подумал что у соседей начался пожар, но нет. Это стали разводить костры.

Костры разводят жители домов, мимо которых проходит невеста. И разводят, если у них хорошие отношения с домом жениха и невестки, и огонь означает пожелание благополучия. Это я вкратце описываю суть. Если же костёр не разводится, это значит что между домами/семьями существуют серьёзные разногласия.

За невестой образовалась огромная толпа. Давка такая, что я не рискнул оказаться в самой гуще, ребята толкали друг друга, и это наверно тоже часть ритуала.

Процессия добралась до дома жениха, куда ввели невесту. Там она должна пройти ещё одно испытание, вкатить в комнату хлеб. Я не стал пробиваться туда и снимать этот процесс.

На следующий день, после долгой и бурной ночи, жители собираются вновь. Часа в два, не раньше. К поляне потихоньку стекается народ, а из дома невесты и жениха течёт вереница родственников с едой и выпивкой.

Снова вперёд выходят бабки и одна с бубном. Они поют и ведут на люди невесту. Она в новом наряде, но с ней по прежнему её лучшие подруги.

На поляне собирается наверно вся деревня. За всё время, пока народ веселится, танцует и произносит тосты, невеста танцует три танца.

Остальное время, безостановочно играет музыка и кто-то в центре круга.

Обряд сватовства

Народы Дагестана всегда придавали большое значение женитьбе сына или выдаче замуж дочери. Выбор невесты или жениха считался серьезным и ответственным делом. Им занималась не только семья, но и более широкий круг родственников, и даже тухум (род) в целом. При оценке личных качеств невесты в первую очередь принималось во внимание ее трудолюбие, сдержанность в проявлении эмоций, знание правил этикета. Требовалось, кроме того, чтобы девушка была физически крепкой, способной иметь здоровое потомство и выполнять многочисленные обязанности по хозяйству, дому и воспитанию детей. Главным образом в невесте ценилось ее происхождение и способность к работе по хозяйству.

У даргинцев, лакцев первый визит в дом девушки делали родители юноши. Влияние сватов было значительным. У аварцев был распространен другой обычай: для переговоров семья юноши приглашала к себе отца девушки, щедро угощала его и делала предложение. Как правило, одним посещением дело не ограничивалось. «Хорошая девушка не согласится выйти замуж, пока не износится обувь сватов» говорилось в старину.

У других народов (лезгин, табасаранцев, азербайджанцев) сватовство производилось через уважаемого мужчину, посылаемого женихом вместо свахи к родным невесты. Цель такого посещения объяснялась намёками; прямое же предложение родным о выдаче их дочери замуж считалось неприличным. Началом разговора могла служить общепринятая фраза: «Просим вас стать отцом и матерью» такому-то человеку… Если родители невесты были согласны, то произносили «иншааллах» (с Божьей помощью, если Богу будет угодно), в противном случае - сразу отказывали.

Сватовство коренным образом отличалось от всех остальных «действий» свадебного обряда тем, что оно оставалось тайной и осуществлялось всегда в самом узком кругу. Причиной, по всей видимости, служили не только опасения «сглазить» первые шаги возможного брака, но и непредсказуемость ситуации - отказ родителей выдать дочь замуж за человека, сделавшего ей предложение, мог вызвать массу обид. В связи с этим часто прибегали к услугам посредников, которые должны были выяснить, согласны ли родители невесты породниться с ними. Здесь необходимо отметить об особой роли посредницы, по совету которой дело до сватовства в некоторых случаях могло и не дойти.

Бывали случаи, когда вопрос о браке решался сразу, и мать юноши тут же надевала девушке серебряные кольца и браслет. Но так случалось очень редко.

После сговора жених мог посещать невесту, а в старину даже существовал такой адат: жених и невеста после сватовства могли спать вместе, но до заключения брака жених не имел права касаться тела невесты. При имаме Шамиле одна ахвахская (Ахвах - одно из аварских сел) невеста убила кинжалом своего жениха, хотевшего нарушить этот адат, и не только не подверглась никакому наказанию, но и заслужила общую похвалу.

После сговора также обговаривался и вопрос о выплате стороне невесты стороной жениха калыма (выкупа). Калым представлял собой верхнюю одежду, надеваемую невестой в день свадьбы, постель, одеяла, другое имущество. Все это поступало в полную собственность невесты и отбиралось у неё в случае, если она впоследствии сама захочет оставить мужа.

Одни народности Дагестана требовали и требуют поныне уплаты женихом брачного дара, другие освобождают его от этой обязанности. К первым можно отнести аварцев и некоторые народности южного Дагестана, ко вторым - даргинцев и лакцев. Коран, например, определяет, что выкуп должен принадлежать жене, как некая материальная гарантия на случай развода. Шариат же приписывает получение выкупа родителями невесты. Выплата калыма за невесту была таким же важным атрибутом брака, как и оформление его у муллы. Это было незыблемо у всех народов Северного

Кавказа, у которых ислам был официальной религией. Следует отметить, что выкуп за невесту имел место у всех дагестанских народов, но размер его не был одинаковым, а величина во многом зависла от принятых в данном конкретном обществе обычаев, от их экономического благосостояния, материального положения, и сословной принадлежности.

Следующим шагом было обручение. Обручение по своей форме носило характер торжественного акта осведомления родственников, близких, всех односельчан о намерении двух семей породниться, поэтому приглашались не только родственники, но и многие односельчане. После него отказаться от брака без веских на то причин не могла ни одна из сторон.

Иногда обручение проходило и в более узком кругу. Процедура обручения зависела от положения семьи (экономического, сословного). Могли быть и некоторые другие причины, например, недавняя смерть родственника, тяжелая болезнь близкого и т. д.

На этом этапе послы жениха шли в дом невесты с подарками, кое-где их сопровождали все родственники. Разумеется, у каждого народа и в каждом населенном пункте количество и ценность подарка была разной. У аварцев часто подарки жениха и приданное невесты вывешивались на веревках во дворе невесты для всеобщего обозрения и оценки. На обручение обычно приносили кольцо, платок. Так в некоторых селах, например, на следующее утро подруги или двоюродные сестры невесты шли за водой, надев платок, кольцо, принесенные сватами. Этим, во-первых, оповещалось об обручении, а, во-вторых, демонстрировались подарки.

С обнародования факта сватовства и улаживания имущественных и материальных вопросов между будущими родственниками, начинался период предсвадебных обрядов и обычаев, предшествовавших свадьбе. Прежде всего, сторона невесты приступала к подготовке приданого, подарков для родни жениха.

У табасаранцев, например, в этот период, мать невесты совершала обход села с целью сбора шерсти для матрасов дочери. Полагалось обойти все дома, а если она кого-либо пропустит, те обижались. С этой же целью она могла посетить и соседние села, где имелись кунаки (друзья). В этом случае обходила село жена кунака, которая называла цель прихода, а мать невесты сопровождала ее. Такой же обход совершала и мать жениха.

После обручения родственники жениха и невесты близко общаются друг с другом, во всем советуются, совместно участвуют в полевых работах, помогают друг другу в организации разных семейных торжеств и событий. Таким образом, предсвадебный период имеет большое не только хозяйственно-экономическое, но и социально-психологическое значение.

Уже в этот период родственники жениха часть расходов на содержание невесты берут на себя. Время от времени невесте делаются подарки, нередко дорогие.

По традиции, после обручения, молодым людям давали возможность увидеться друг с другом. Обычно жених со своими друзьями приходил в дом «как будто бы тайно». В доме невесты на этот момент обычно оставались только сестры, жены старших братьев, реже -- мать.

Приход жениха не означал, что он обязательно должен увидеться и поговорить с невестой. Только после многократных визитов жениху удавалось остаться наедине с невестой. Жених и его друзья приходили к невесте с подарками и перед уходом в свою очередь получали подарки от нее. Обычай посещения женихом невесты имел определенное воспитательное значение, так как встречи были подчинены при этом строгим правилам и традиционному этикету.

Таким образом, можно сделать вывод, что предсвадебные обряды повсеместно имели подготовительный характер. Начинался этот период выбором невесты, затем сватовством, и заканчивался непосредственными приготовлениями к свадьбе.

Сватовство коренным образом отличалось от всех остальных «действий» свадебного обряда тем, что оно оставалось тайной и осуществлялось всегда в самом узком кругу.

Loading...Loading...