Как сделать жостовский поднос из пластилина. Конспект непосредственной образовательной деятельности для старшей группы На тему: «Жостовская фабрика декоративной росписи

Жостовская роспись. Как рисовать для детей поэтапно

Цель: знакомство детей с особенностями росписи жостовского промысла.
Задачи:
- воспитывать любовь и уважение к народным мастерам, гордость за свой народ;
- выделять средства художественной выразительности: элементы узора, колорит, композицию;
- закреплять технические приемы рисования кистью: концом кисти, всей кистью, выполнять двойной мазок при изображении бутонов, цветов и листьев;

Материалы и инструменты:
- альбомные листы, тонированные черной (синей, зеленой) гуашью или тушью, или бумага черного (синего, зеленого) цвета из набора «Цветная бумага», или картон (форма бумаги зависит от того, какой формы будут подносы - круглая, овальная, прямоугольная);
- гуашь;
- кисти для рисования (беличьи или колонковые, № 2, № 4, 5);
- палитра;
- баночка для воды;
- тряпочка для кисточки;
- ватные палочки.

Жостовская роспись - русский народный промысел художественной росписи кованых металлических (жестяных) подносов, существующий с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Крошечная деревушка Жостово знаменита на весь мир своими подносами с великолепными цветочными букетами. Вместе с хохломой и гжелью подносы с цветочными орнаментами стали настоящей визитной карточкой нашей страны, олицетворяющие русские народные промыслы, и узнаваемы далеко за пределами России.По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.
Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), роспись осуществляется без перенесения рисунка на поверхность.
Основной мотив росписи - цветочный букет, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы, листья, бутоны и стебли. Центром букета выступают изображения крупных цветов: мака, розы, георгина или астры. Полевые цветы вводятся в рисунок в качестве элементов, дополняющих и обогащающих композицию.
Букет может быть расположен в центре подноса, и в этом случае говорят о собранном букете.

Если цветы и листья располагаются по краям подноса, говорят о венке.


Элементы жостовской росписи изображают в несколько этапов:
- замалевок (начало и основа композиции будущего узора, т.е. силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом);
- тенежка (слово «тенёжка» - созвучно слову «тень». У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений);
- прокладка (один из самых ответственных этапов росписи. Форма букета обретает плоть - уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции);
- бликовка (наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным. Бликовка создает настроение и колорит).
- чертежка (это заключительная часть работы. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи - прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов);
- привязка (при помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном).
- уборка краёв подноса (украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным).
Это очень долгий и сложный процесс.
Знакомство дошкольников с жостовской росписью проходит в старшей и подготовительной группах. Весь процесс поэтапного создания цветочной композиции дошкольникам трудно изобразить. Я хочу предложить вашему вниманию облегченный вариант, доступный для дошкольников, который я использую в своей работе со старшими дошкольниками.
Чтобы мазки получились красивыми, аккуратными, в кистевой росписи используют круглые беличьи и колонковые кисти. Если у вас таких нет, то используйте для росписи кисть с тонким кончиком ворса.

Ход мастер-класса:

Начнем с изображения крупных цветов.
На тебя он глядит свысока -
Не найдешь горделивей цветка.
Он в осеннем саду властелин,
Это яркий цветной... (георгин).

Так выглядят настоящие георгины, радующие наши глаза своей красотой в осеннем саду.
Георгины - роскошные растения с длительным сроком цветения.
По одной из легенд, георгины раньше росли только в королевском саду и охранялись как зеница ока. Однажды юный садовник выкрал цветок и посадил под окном возлюбленной. Садовника бросили в тюрьму, однако цветок перестал быть прекрасной тайной и стал доступен простому люду.
Согласно другой легенде георгина выросла, когда земля оттаяла после ледникового периода, на месте последнего угасшего костра. Ее появление стало своеобразным символом победы жизни и началом новой эры.
Сегодня существуют тысячи сортов георгин и несколько видов их классификации.



Прежде чем нарисовать георгины с детьми, можно сделать набросок будущего цветка простым карандашом в виде круга. Георгины изображаем приемом рисования кистью "двойной мазок". Двойной мазок помогает передать и цвет и оттенок. Выбираем цветовое решение для нашего будущего цветка. Например, красно-желтый. Опускаем кисть в желтую краску, снимаем лишнюю краску о край баночки, на кончик кисти набираем красную краску и примакиванием делаем мазки по краю нашего наброска в определенной последовательности: вверху-внизу, справа-слева.


Если краска закончилась, то мы промываем кисть и снова набираем краску: сначала - желтую, на кончик кисти - красную краску. Продолжаем рисовать лепестки нашего георгина.


В такой же последовательности заполняем второй ряд лепестков.



А теперь легкими мазками заполняем серединку цветка. Вот такой красавчик у нас получился.

А это георгин в другом цветовом решении.


Голова на ножке,
В голове горошки.
Солнце жжёт макушку,
Сделать хочет погремушку (мак).

Цветущий мак - символ небывалой красоты, неувядаемой молодости и женского очарования.


Предлагаю следующую последовательность изображения мака.




Бутон мака можно изобразить так.

Стоит в саду кудряшка -
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое? (ромашка).
Ромашка - один из наиболее узнаваемых и родных нашему сердцу цветов. Из нее плетут венки, ее собирают в букеты, на ней гадают девушки: «Любит - не любит», и даже ищут ответы на заветные вопросы: «Да, нет, обязательно сбудется, лучше не предпринимать». О многих цветах сложены легенды, в том числе и о ромашке.
Давным давно, в небольшой затерянной деревне росла прекрасная девушка со светлыми волосами, небесно-голубыми глазами и сияющей солнечной кожей. Был у девушки и возлюбленный - молодой человек Роман из деревни по соседству. Пара все время проводила вместе, гуляя по лесам, лугам, собирая цветы и ягоды. Одной ночью Роман увидел странный сон - один мудрец подарил ему удивительный цветок - с желтой сердцевиной и белыми лепестками вокруг. Утром, проснувшись, Роман увидел цветок из сна у себя на кровати. В жизни цветок был еще более прекрасен, чем во сне. Роман подарил его своей любимой, которая назвала цветок нежным именем -Ромашка.
Как гласит миф о цветке, влюбленные любовались прекрасной ромашкой, и однажды девушка попросила Романа вернуться в страну снов, чтобы собрать огромный букет ромашек и подарить его людям. Роман отправился в далекий путь, в течение нескольких лет он блуждал по дальним странам и, наконец, на самом краю света отыскал царство сна. Царь предложил подарить Роману целое поле ромашек в обмен на то, что юноша навсегда останется в его владениях и не вернется домой. Роман ради любимой был согласен на все и остался в царстве сновидений. Прекрасная девушка долго ждала его возвращения, и как-то утром рядом с домом обнаружила поле прекрасных ромашек. Она догадалась, что Роман жив и любит ее, но они не смогут быть вместе. С тех самых пор ромашка считается символом влюбленных.

Для изображения ромашки мы используем опять технику рисования кистью "двойной мазок". Набираем на кисть белую краску, а на кончик кисти - синюю или голубую краску. Кончик кисти всегда смотрит в центр. Лепестки рисуем в следующей последовательности: вертикально вверху- внизу, горизонтально справа - слева, строго посередине в образовавшихся промежутках.


Теперь будем рисовать мелкие цветы, которые помогают дополнять и обогащать композицию.

Лист - трилистник, словно веер,
Тонкий гибкий стебелёк,
Шапка красная - цветок.
Сладкий в тех цветочках сок.
Шмель летит за ним на… (клевер).

Название - trifolium означает " имеющий три листа ". Трилистник, Клевер, Кашка. Вокруг клевера - трилистника ходит много легенд, конечно, самая известная легенда про четвертый листок. Найти такой четырехлистный клевер считается неимоверной удачей.
Самый известный миф о клевере повествует, что святой Патрик использовал три листа на одном стебле для объяснения концепции святой Троицы - листья изображали Бога-отца, Бога-сына и Бога-Духа святого. Так же считается, что с помощью листка клевера Патрик изгнал всех змей из поселений, где он находился. И действительно, считается, что там, где растет клевер, никогда не ползают змеи. Наверное именно по этой причине клевер, или трилистник, является символом Ирландии.


Чтобы нарисовать цветок клевера, нам надо смешать краски - цвет фуксии и белила. Получится нежный оттенок. Рисуем нежно-розовым цветом круг, затем кончиком кисти набираем краску цвета фуксии и рисуем маленькие штрихи в определенной последовательности (первый ряд штрихов - внизу цветка, чуть выше - второй ряд штрихов, и последний ряд - вверху цветка). Зеленой краской приемом "примакивание" рисуем лепестки нашего клевера (можно рисовать или три лепестка, или четыре)


Цветочек этот голубой
Напоминает нам с тобой
О небе - чистом-чистом,
И солнышке лучистом! (незабудки).

О происхождении незабудок существуют различные легенды, часто весьма похожие друг на друга. Они рассказывают о слезах, пролитых невестами при расставании с любимыми. Слезы эти превращаются в голубые, как их глаза, цветы, и девушки дарят их возлюбленному на память...Одна легенда о незабудке гласит о том, что богиня Флора, раздавая имена разным растениям, обошла вниманием скромный голубой цветок. Уже уходя, она услышала, как этот цветок тихо произнес: "Не забудь обо мне!". Флора разглядела цветок и нарекла его незабудкой, подарив способность навевать людям воспоминания.


При изображении незабудок можно использовать ватные палочки.


Теперь переходим к изображению листьев, травки. Здесь надо немного потренироваться в прокручивании кисти по часовой стрелке пальцами. Прокручивания можно делать совсем небольшими, с помощью прокручивания кисти листья получаются как бы в движении, слегка с загнутыми кончиками. Для изображения всех листьев мы тоже используем технику "двойной мазок" для передачи цвета и оттенка. Сначала набираем зеленую краску, на кончик кисти - желтую краску.


Это крупные длинные листья изображаем мазком «зигзаг» - кончик, вся кисть, кончик, прокручивая кисть пальцами.


Чтобы легче было нарисовать листья георгинов, розы, сначала можно нарисовать карандашом приблизительный контур листика. Первый мазок всегда делаем посередине. Называется этот мазок «зигзаг» - кончик, вся кисть, кончик. Затем последовательно заполняем тело листочка.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

«Жостовские россыпи»

для детей старшего дошкольного возраста

Собкович Любовь Анатольевна,

воспитатель

МБДОУ «Новоаганского ДСКВ «Лесная сказка»

Цель: знакомство с жостовской росписью.

Дать представление о промысле, колорите, истории происхождения жостовской росписи, основных элементах росписи.Закреплять умение составлять композицию на круге, овале, прямоугольнике, заполняя середину и оформляя края.Закреплять приемы рисования пластилином.Развивать фантазию, внимание, память, воображение.Воспитывать интерес к народным промыслам.Оборудование и материал: изображения жостовских подносов, аудиозаписи, презентация «Жостовская роспись», разрезные картинки, круги Луллия; заготовка цветов и подноса для создания композиции, пластилин, черный картон, стеки, салфетки.

Словарная работа: композиция, «замолёвок», «тенёжка», «прокладка», «бликовка», «чертёжка», «привязка».

Предварительная работа: знакомство с народными промыслами, чтение произведений о народных промыслах, заучивание стихотворений по данной теме.

Музыкальный ряд: П.И.Чайковский «Вальс цветов», русская народная мелодия «Сударушка» в обработке Ю.Слонова, «Ой полна, полна коробушка» (сл.Н.Некрасова).

Художественный ряд: стихи о Жостово.

Ход деятельности

Дети входят в группу под музыку П.И.Чайковского «Вальс цветов»

Воспитатель: Ребята, поспешите, на эту красоту посмотрите.

Подносы разноцветные в ряд стоят,

Яркими рисунками радуют ребят.

Кто знает, как называется это чудо? (ответы детей)Это жостовские подносы.

Дети читают стихи:

Г. Степановой «Жостово - цветущий край»

А. Загрядского «Жостовские подносы»

«Подарок из Жостова»

Давайте отправимся в местечко под названием Жостово и посмотрим с чего все начиналось.

Беседа о жостовской росписи

В давние – давние времена в селе Жостова, что находится недалеко от Москвы, изготавливали необычные подносы (Слайд 2)

Как вы думаете, какое название дали этим подносам? (ответы детей)

Да, ребята, название их пошло от имени села, «жостовский поднос» (Слайд 3)

Жостовские мастера прославили свое село на всю Россию. Никто лучше их не умел рисовать цветы на железных подносах. Как вы думаете, чем отличается жостовская роспись от других народных промыслов? (Ответы детей) (Слайд 4)

Правильно, они отличаются от других тем яркими, крупными цветами, расположенными на черном, лакированном фоне. Обратите внимание, какое разнообразие форм (Слайд 5). Формы и размеры подносов разные: прямоугольные и круглые, большие и маленькие. Как же делают такое чудо? Сначала подносы придумали делать из бумаги, но они были не прочными, и мастера решили создавать их из железа. Это был очень трудный процесс, потому что все делали вручную. В наши дни подносы стали делать по-новому (Слайд 6). Металл прессуют, краски тоже стали применять новые. Основа подносов черного цвета, покрывается лаком. Когда краска высыхает, приступают к нанесению рисунка. Мастера наносят рисунок без трафаретов, поэтому нет ни одного одинаково подноса.

Ребята, а что в основном изображают на подносах? (Слайд 7) (Букеты, цветы)

Букеты состоят из разных цветов - ромашек, роз, колокольчиков, васильков, маков. А где расположены букеты на подносе? (В центре)

Какие краски используют мастера? (Ответы детей)

Полюбуйтесь на меня я поднос из Жостово,

В середине много роз, ярких как олово.

Рядом мак и василек, по бокам ромашки,

Вот такую красоту подарю Наташке.

Пусть посмотрит на поднос и представит лето,

Веет запах васильков, по тропинке где-то.

Давайте и мы с вами попробуем создать такое чудо. А помогут нам волшебные шкатулки.

Дети выбирают понравившуюся шкатулку и одновременно выполняют задания:

«Составь композицию». Бумажные заготовки подносов дети украшают вырезанными цветами.

«Разрезные картинки». Дети собирают поднос из разрезных картинок (предлагается несколько вариантов).

Вы замечательно потрудились, можно и немного отдохнуть.

Физкультминутка «Цветы»

А как же жостовские мастера создавали свои подносы? Я открою вам эту тайну. На самом деле жостовская роспись многослойная. Что это значит? (предположения детей). Краски накладываются друг на друга в строгой последовательности. Для этого жостовские мастера пользуются специальные приемы (Слайд 8).

Сначала художник придумывает, какой цветок будут рисовать. Разбавленной краской наносит его изображение на поднос, замалевывает. Называется это прием «замалевка».

Затем мастер наносит полупрозрачными красками тени. Этот прием называется «тенёжка». Далее наступает очень ответственный момент, когда мастер прорисовывает детали цветов. Они становятся объемными. Этот прием называется «прокладка цветом».

Чтобы добавить рисунку цвет, используют прием «бликовка». Цвет добавляют с помощью белой краски. Букет становится светлее, как будто на него светит солнышко.

На следующем этапе у цветов прорисовывают прожилки, семечки, края лепестков. Для это мастер использует тонкую кисточку. Называют этот прием «чертёжка».

А чтобы связать все цветы в один букет, мастер как бы привязывает их друг к другу с помощью стебельков, травинок, усиков. Этот прием так и называется – «привязка».

Предлагаю вам стать мастерами и создать свой поднос. Но сначала я хочу узнать, запомнили ли вы этапы работы. А помогут мне в этом наши волшебные круги.

«По порядку» (с помощью кругов Луллия)

Дети крутят круги, воссоздавая последовательность создания жостовского рисунка: замалёвка, тенёжка, прокладка цветом, бликовка, чертёжка, привязка.

Свои подносы мы будем создавать с помощью пластилина. Но для начала, подготовим наши пальчики.

Создание композиции в технике пластилинография

(музыкальное оформление: р.н.м. «Сударушка», обработка Ю.Слонова)

На картонных заготовках еле заметно карандашом намечены места, где будут располагаться цветы.

Приготовим из пластилина маленькие шарики: фиолетовых, красных и белых. Выкладываем фиолетовый шарик, «наступаем» на него пальчиком и тянем его в центр Слайд 9Чтобы цветок стал объемным, выкладываем второй ряд из красных шариков и также вытягиваем их к середине. Слайд 10То же самое проделываем с белыми шариками.Из жёлтого пластилина делаем сердцевину цветка. Слайд 11Из зеленого пластилина делаем листики, усики, стебельки. Слайд 12Оформляем край подноса (по желанию)

Наши подносы готовы, и я предлагаю вам отправиться на ярмарку. Вы будете продавцами (купцами), а я покупателем.

«На ярмарке»

Звучит песня Н.Некрасова «Ой полна, полна коробушка»

Воспитатель по очереди подходит к детям. Дети хвалят свои работы.

Все работы хороши, порадовали меня от души. Такие не стыдно и подарить. Давайте подарим их своим мамам.

Приложение

Художественный ряд

Жостово - цветущий край

Г.Степанова

Цветущий край, родимые просторы –

Весенний луг, тенистые леса… .

В них Жостово изящные узоры,

Федоскина былинная краса!

И я – росток от корня векового,

Я – плоть и кровь Мытищинской земли.

Не зря наш край, исконный, родниковый,

Жемчужиной России нарекли!

Жостовские подносы

О Жостовских подносах давно молва бежит,Купава золотая на полотне лежит.Фиалки голубые в подносиках живутИ ласточки лихие летают там и тут.

Подарок из Жостова

Вот жостовский чёрный изящный поднос С букетом из лилий, пионов и роз.В нём бликами летнее солнце играет,Каймой золотистой по краю сверкает.

Физкультминутка «Цветы»

На лугу растут цветыНебывалой красоты.

К солнцу тянутся цветы.С ними потянись и ты.

Ветер дует иногда,Только это не беда.

Наклоняются цветочки,Опускают лепесточки.

А потом опять встаютИ по-прежнему цветут

Потягивания - руки в стороны.

Потягивания - руки вверх.

Дети машут руками, изображая ветер.

Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Утром рано он закрыт,

Но к полудню ближе

Раскрывает лепестки,

Красоту их вижу.

К вечеру цветок опять

Закрывает венчик,

И теперь он будет спать

До утра, как птенчик.

Кисти рук плотно сомкнуты, бутон.

Кисти рук у запястья соединены, а пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок.

Пальцы сомкнуты, образуя закрывшийся

Кисти рук возвращаются в исходное положение.

Кладут кисти рук под щеку, имитируя сон.

«Конспект НОД Художественное творчество (аппликация, ручной труд) старшая группа Тема: «Цветы на жостовском подносе» объемная аппликация Образовательная...»

Конспект НОД

Художественное творчество (аппликация, ручной труд)

старшая группа

Тема: «Цветы на жостовском подносе» объемная аппликация

Образовательная область: «Художественное творчество».

Вид: продуктивная деятельность (ручной труд, аппликация).

Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Музыка», «Труд», «Безопасность».

Задачи:

Воспитательные:

Воспитывать экологическую культуру и интерес детей к объектам природы. Формировать способность детей одухотворять природу.

Развивающие:

Вызвать у детей интерес к изучению истории России, русского народного творчества.

Развивать цветовосприятие.

Развивать умение самостоятельно составлять узор на выбранной форме (круг, овал и т.д.).

Познавательные:

Учить приемам создания объемной формы (цветок).

Закреплять знакомые способы вырезывания из бумаги, сложенной вдвое.

Закреплять названия цветов (садовых, полевых).

Продолжать знакомить детей с народным промыслом Жостово.

Словарная работа:

Жостово, садовые, полевые, узоры, фон, венок, букет.Методические приемы:

Беседа с детьми о цветах, вопросы к детям - ответы детей.

Беседа с детьми о жостовском промысле.



Художественное слово.

Обсуждение замысла будущей цветочной композиции с детьми.

Объяснения, указания, советы.

Рассматривание пооперационных карт «цветок».

Анализ детских работ.

Игровая ситуация.

Развивающая среда:

Цветная бумага, цветы-заготовки (предварительная работа), плоскостные подносы (овал, круг, фигурные) черного (синего) цвета, ножницы, клей, иллюстрации или слайды цветов, подносов (интерактивная доска), пооперационные карты изготовления объемного цветка, салфетки, шапочки цветов (роза, ромашка).

Предварительная работа:

Наблюдения в природе.

Чтение художественной литературы.

Знакомство с жостовским промыслом.

Просмотр слайдов цветов, рассматривание открыток с цветами, иллюстраций «жостовский промысел», репродукций «натюрморт». Продуктивная деятельность – рисование, аппликация, лепка,

Ход работы

1 Вводная часть (беседа)

Дети стоят полукругом

Воспитатель:

– Ребята, а в какое время года можно встретить много разных цветов? А что происходит с цветами зимой? Они погибают? А почему весной они вновь появляются? (ответы детей).– А вы знаете, что есть цветы, которые выращивают на балконе, в саду, в комнате. За ними ухаживают, поливают, берегут от холода, подкармливают удобрениями.

– Как называются одним словом цветы, которые растут в саду? (садовые). Назовите их (роза, тюльпан, нарцисс и т. д.).

– Есть цветы, которые растут в поле. За ними кто ухаживает? (никто не ухаживает). Эти цветы называют? (полевые). Назовите их (василёк, одуванчик, лютик и т.д.).

Игра «Чего не стало, что появилось»

Воспитатель:

– Посмотрите на картинки с цветами (колокольчик, ландыш, подснежник, тюльпан), запомните их порядок. Запомнили? А сейчас закройте глаза. (В это время забираю одну картинку из ряда и меняю на другую).– Какого цветка не стало, какой появился? (Нет ландыша, а появился нарцисс).

Дети рассаживаются произвольно на ковре

Воспитатель:

– Послушайте загадку про цветок.

У жёлтенького Солнышка лучи не горячи.У жёлтенького Солнышка белые лучи. (ромашка).

Чтение детьми по ролям (рассказчик воспитатель)

– Представьте разговор цветов на полянке. «Сказала Роза скромненькой Ромашке:

– Смотри, как я прелестна, хороша!

Не то, что ты в своей простои рубашке.

Ты так наивна, «желтая» душа.

Пусть так, - в ответ кивнула ей Ромашка,

Мне не положено царицей быть.

Но даже в беленькой, простой рубашке,

Я буду людям радость приносить».

Воспитатель:

– Ребята, о чем говорит ромашка, какую радость она приносит людям?

Игра «Один – много» (с картинками)

Например, тюльпан – тюльпаны.

Физминутка «Цветы»

Поиграем в игру «Цветы», готовы?

Раз, два, три, выросли цветы!

потянулись к солнышку

Стало им приятно и тепло!

Ветерок пролетал,

Стебелечки качал.

Влево качнулись,

Низко пригнулись.

Вправо нагнулись,

Низко пригнулись.

Ветерок, улетай!

Ты цветочки не сломай!

Пусть они цветут, растут,

Всем нам радость несут.

2 основная часть

Воспитатель:

Показываю жостовские подносы или слайды.

– Мы много говорили о цветах, а для чего нам нужны цветы, какая польза от них? (для лекарства, дают пищу насекомым, украшают нашу жизнь).

Цветы прекрасны, но не долговечны. Полевые и садовые цветут в основном летом. Чтобы цветы постоянно радовали людей мастера из Жостово стали создавать свои подносы, украшенные сказочно красивыми цветами.

Воспитатель:

– Ребята, для чего подносы предназначены? (для украшения интерьера, подают на нем угощение).

– Ребята, давайте вспомним, где такие красивые подносы изготавливают? (в деревне Жостово, Московской области, на фабрике декоративной росписи).

– Какую форму имеют жостовские подносы? (они могут быть круглые, овальные, прямоугольные, квадратные).

– Как вы думаете, из какого материала они сделаны? (из железа, они железные, металлические).Воспитатель:

– Правильно! Изготовляются подносы из железа, штампуются и покрываются чёрным лаком, но могут быть и красного, зеленого, желтого, синего цветов.Посмотрите, и скажите, как украшены подносы?

Ответы детей:

Они украшены цветами. Подносы украшены букетами из цветов. На подносах нарисовано очень много красивых и разных цветов.Многоцветные букетики, венки, гирлянды украшают подносы.

Ребенок:

Приходят осень и зима,

Букет цветов не вянет,

И любоваться красотой их

Люди не устанут.

Ребенок:

Цветы России собрались

В венок красивый заплелись

И не страшна им осень.

Ромашка прячет желтый глаз

Под белыми ресницами.

И листья скручены под ней

Зелеными косицами.

Воспитатель:

– Природа дарит людям много красивых цветов. Предлагаю сделать своими руками объемные цветы, составить композицию на «жостовском» подносе.

– Посмотрите внимательно на схему создания объемного цветка.

– Что нам понадобиться для работы? (заготовки цветов, ножницы, клей).

– Что нужно сделать сначала? (сделать надрезы на заготовке, не дорезая до центра).

Затем? (загнуть лепестки внутрь, затем развернуть).

А затем приклеить внутрь «глазок» (круг необходимой величины).

Объемный центр для розы можно создать из заготовки меньших размеров.

Работа за столами.

Сядьте правильно, ноги ровно, спина прямая. Напоминаю правила работы с ножницами,

Подведение итога, выставка работ.

Воспитатель:

Получились замечательные «жостовские» подносы, с чудесными яркими цветами. Художники придумывают для своих подносов красивые названия: «Цветы осени», «Розы» и т.п. Придумайте и вы названия своим подносам.

В свободное время упражнения:

«Назови ласково»

цветок - тюльпан –

гвоздика – роза –

василек - незабудка –

«Один – много»

сирень – сирени роза – роз

кувшинка - лилия –

одуванчик - колокольчик –

гвоздика - ландыш –

нарцисс - тюльпан –

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад № 59 « Колокольчик»

Конспект

для старшей группы

На тему: « Жостовская фабрика декоративной росписи».

Образовательная область: Познание

Составила: Антонова Наталья Александровна

Г. о. Мытищи

Программное содержание : Познакомить детей с Жостовской фабрикой: историей её создания, продукцией которую на ней выпускают, особенностями жостовской росписи. Формировать у детей представление о том, что произведения декоративно - прикладного искусства создаются на основе сложившихся традиций, передающихся от поколения к поколению. Воспитывать у детей любовь к родному краю, уважительное отношение к труду взрослых. Развивать интерес к историческому промыслу родного края, эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народного декоративно - прикладного искусства. Укрепление физического и психического здоровья детей.

Словарная работа: Декоративная роспись, живописец, папье - маше, табакерка, спичечница, мазок, шлифовка, полировка, подмалёвок, тенёжка, привязка, бликовка, орнамент.

Предварительная работа: Рассказ детям о папье – маше. Изготовление поделок методом папье – маше. Рассматривание ширм, открыток с изображением жостовских подносов. Беседа о произведениях декоративно - прикладного искусства. Внесение в уголок по ИЗО деятельности новых предметов - Жостовских подносов.

Материал к занятию: Фотографии и иллюстрации с видами родного города Мытищи. Жостовские подносы с разными рисунками (цветы, фрукты, птицы и т. д). Слайды с изображением: Жостовской фабрики, художников - живописцев за работой, готовых изделий. Для показа слайдов: телевизор, ноутбук. Подносы из папье – маше. Подносы из чёрной бархатной бумаги, отдельно нарисованные изображения различных цветов, листьев, ягод для самостоятельного составления композиций на подносах.

Используемая литература:

1. Алла Уралова « Мытищинские мастера».

2. И. Богуславская, Б. Графов « Искусство Жостова».

3. О. А. Соломенникова « Радость творчества».

4. А. А. Грибовская « Детям о народном искусстве».

Воспитатель обращает внимание детей на доску, где выставлены фотографии и иллюстрации изделий Жостовской фабрики.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы продолжаем знакомиться с историей нашего края и я хочу рассказать Вам об удивительном народном промысле, зародившимся на мытищинской земле - Жостовской декоративной росписи.

Деревня Жостово находится в нескольких километрах от нашего города Мытищи недалеко от Клязьминского водохранилища .

(Воспитатель сопровождает свой рассказ показом иллюстрации с изображением деревни).

В этих местах давным-давно зародился народный художественный промысел по изготовлению подносов.

Воспитатель читает стихотворение:

В тиши родного края

Под тенью сосен древних

Живёт одна простая

Российская деревня.

Проснётся спозаранку

в любую непогоду

И стелет самобранку

Для праздника природы.

Чёрный фон сияет лаком,

А на нём цветов краса:

Алых, жёлтых, с красным маком –

Это просто чудеса!

История этого промысла началась с того, что один крестьянин Филипп Никитич Вишняков, открыл в деревне Жостово маленькую мастерскую, а потом передал её своему племяннику Осипу Вишнякову, который стал изготавливать на ней изделия из папье - маше.

Вопросы к детям:

1. Кто из вас вспомнит, что такое папье - маше? Из чего его делают?

(Папье - маше в переводе с французского означает - жеваная бумага. Легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси бумаги и

клея или крахмала. Она очень пластичная, ей можно придать любую форму).

Воспитатель: Посмотрите на выставку изделий из папье - маше.

Вопросы к детям:

1. Что можно сделать из папье – маше?

2. Изделия из папь - маше легкие или тяжелые?

3. Они прочные или нет? Почему?

Рассказ воспитателя: Сначала в жостовской мастерской изготавливали табакерки - коробочки для хранения курительного табака, спичечницы - в них хранили спички. Затем стали делать подносы с сюжетной и цветочной росписью.

Вопрос к детям:

Как Вы думаете, для чего нужны подносы?

Воспитатель: Расписные подносы составляли неотъемлемую часть русского быта. Их можно было увидеть в трактире или чайной, на праздничном столе. Очень популярны подносы и в наше время. Помимо их прямого назначения в современных интерьерах их часто используют как красочные настенные панно.

Вопрос к детям:

Какие инструменты и предметы нужны для изготовления подносов?

Воспитатель: Всё оборудование в таких мастерских состояло из ножниц, деревянного молотка и кистей с красками.

Однажды, побывав на Урале, Осип Вишняков увидел там подносы из металла. И решил перейти с производства изделий из папье - маше на железные подносы.

Вопросы к детям:

1. Как вы думаете, почему?

(Они были прочнее чем его подносы из папье – маше)

Воспитатель: Прошло время и все Жостовские мастерские объединились вместе и образовали фабрику, которая стала называться «Жостовский металлоподнос».

(Воспитатель обращает внимание детей на выставленные перед ними Жостовские подносы) .

Ребята, посмотрите на эти чудесные изделия жостовских мастеров. Правда они удивительные? (великолепные).

Вопросы к детям:

1. Какие чувства они у вас вызывают? (ответы детей).

Воспитатель: Давайте с вами внимательно их рассмотрим.

Рассказ воспитателя: Основным мотивом жостовской росписи стал цветочный букет на красном, зелёном, синем и чёрном фоне(свой рассказ воспитатель сопровождает конкретным показом) . Художник рисует (пишет) свой сюжет не с натуры (не срисовывает), а придумывает его сам, ориентируясь на своё воображение.

Посмотрите внимательно на эти подносы. (воспитатель показывает детям 2- 3 подноса с изображенными на них цветочными композициями, но по - разному расположенными).

Вопросы к детям:

1. Что изображено на всех представленных подносах?

2. Как расположены цветы на подносах?

3. Какая форма у подносов?

Воспитатель: Форма подносов может быть овальная, круглая, прямоугольная, гитарная и даже треугольная (для угловых столиков).

Цветы на подносах тоже могут располагаться по - разному: гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из 3- 5 цветов, венками ; изображаться в корзинах и т. д. так как этого захочет художник. Нередко цветы сопровождают изображением фруктов, ягод и птиц. Цветы и фрукты на подносах выглядят очень натурально. Они как настоящие. Их даже хочется понюхать, потрогать и съесть.

(воспитатель показывает фотографии).

А сейчас мы с вами превратимся в разные цветы. Вы представили себя цветком? Тогда вместе со мной говорим стихотворение и выполняем соответствующие движения.

Физкультминутка

На лугу растут цветы Потягивание, руки в стороны

Небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветы Потягивание, руки вверх

С ними потянись и ты.

Ветер дует иногда Дети машут руками, изображая ветер

Только это не беда.

Наклоняются цветочки, Наклоны вперёд

Опускают лепесточки.

А потом опять встают Выпрямились

И по – прежнему цветут.

Вопрос к детям:

Вы хотите узнать, как изготавливаются такие красивые подносы?

Дети рассаживаются перед экраном.

Рассказ воспитателя: Всё дело в том, что такой результат достигается в несколько этапов. Сейчас мы посмотрим, как это происходит.(слайды № 1)

Перед росписью поднос тщательно шлифуется, затем покрывается двухслойным грунтом. После этого на него наносят несколько слоёв цветного лака с полировкой каждого слоя (воспитатель объясняет). Только после этого поднос попадает к художнику - живописцу, который начинает превращать его в настоящее произведение искусства. При росписи Жостовских подносов используются обыкновенные масляные краски, которые наносят беличьими кисточками. Роспись выполняется в несколько этапов, каждый из которых требует длительной просушки. (т. е. прежде чем наложить один цвет краски на другой, ей дают хорошенько высохнуть)

- Первый этап, с чего начинают рисовать называют « подмалёвок »- когда мастер набрасывает силуэт композиции (как бы предполагая, что он будет рисовать).

Затем наносит « тенёжку » - наносит цветные тени, у цветов появляется колорит и объём, после чего осуществляет « бликовку »- выполняет белой краской(белилами)блики на цветах и листьях, подчёркивая объём.

Завершают работу « прорисовкой» - тонкими линиями прожилок, лепестков и мелких деталей. После этого в просветах между цветами и листьями выписывают травяной узор - делается « привязка ». Борта (края) подноса украшают тонким декоративным орнаментом. После завершения росписи поднос покрывают несколькими слоями лака и просушивают.

Видите, ребята, сколько всего надо сделать, чтобы в итоге получились такие великолепные подносы. А сейчас я хочу предложить вам создать свой неповторимый поднос из заранее нарисованных цветов и листьев.

(Дети походят к столам и составляют композиции на черных бумажных подносах из бархатной бумаги из заранее нарисованных элементов)

Воспитатель: Посмотрите, какая красота у вас получилась. Молодцы. А сейчас я хочу предложить вам полюбоваться изделиями художников – живописцев.

(слайды № 2)

Красочные подносы прочно вошли в нашу жизнь (быт людей) и представляют собой замечательные произведения народного искусства. Их секрет заключается в простоте и лаконичности композиций, составленных из ярких цветов. Каждое изделие является оригинальным и неповторимым. Сегодня продукция Жостовской фабрики декоративной росписи известна всему миру.

Валентина Борисова

Жостовский поднос

Жостово непросто вам

Под Москвой деревня.

Мастерством умельцы там

Славятся издревле.

Свежесть утра, жемчуг рос

И цветенье лета

Выливают на поднос

Красками букета.

Очарована стою

Я в музейном зале,

Восхищенья не таю:

Ведь в самом Версале

Не найдётся красоты,

Тем узорам равной.

И величье простоты –

Тайны самой главной –

Душу трогает до слёз,

Покоряет сердце

Чудо – жостовский поднос –

В мир прекрасный дверца!

(Чтение стихотворения сопровождается показом слайдов).

Воспитатель: На этом я хочу закончить свой рассказ о истории Жостовского подноса. Мы с вами должны гордиться, что живём на земле, богатой удивительным прошлым.

Вопросы к детям:

1. С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?

2. Что нового вы узнали?

3. Как называется фабрика, на которой расписывают подносы?

4. Что изготавливали на фабрике?

5. .Кто основал эту фабрику?

В заключении воспитатель предлагает детям узнать у своих родителей, чем ещё знаменит наш родной город Мытищи.

Эту тему можно продолжить и закрепить на занятии по рисованию.

Тема занятия: « Украшение подноса по мотивам Жостовской росписи».


Конспект по художественно-эстетическому развитию «Цветы Жостова» в подготовительной к школе группе

Тема : « Цветы Жостова »

Форма НОД : совместная деятельность

Форма организации НОД : групповая

Цель : изготовить подносы по мотивам жостовской росписи

Задачи :

образовательные : продолжать учить детей формам взаимодействия в творческой деятельности по лепке, как умение сотрудничать и распределять поэтапность в работе по изготовлению жостовского подноса . Учить детей составлению узоров разной направленности в зависимости от выбранного названия (букет, венок, полувенок, букет в раскидку и т. д.) . Учить детей дизайнерским умениям в оформлении узора, учитывая цвет , размер, фон, дополнительные детали, расположение предметов, приемам лепки, научить детей рисовать пластилином и выполнять несложные элементы « жостовского узора » и составлять узоры из этих элементов;

развивающие : развивать у детей умение сотрудничать в микрогруппе и умение взаимодействия в общей работе по дизайну – оформлению, развивать мелкую моторику , развивать координацию пальцев , умение вылепливать, пользуясь разными приемами, стимулировать воображение и фантазию ребенка.

воспитательные : воспитывать у детей способности в дизайнерском искусстве оформления, поощрять у детей желание заниматься с пластилином самостоятельно, без постоянного присмотра со стороны взрослых.

Планируемые результаты работы (исходя из цели и задач) : дети знают и называют элементы, этапы работы, размещение и композицию цветов в Жостовской росписи , активны, любознательны, творчески проявляют себя в продуктивной деятельности, могут работать в микрогруппах , устанавливать партнерские отношения.

Целевые ориентиры : ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям; обладает развитым воображением , активно взаимодействует со сверстниками; ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности (игре, общении, познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности); достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания; участвует в совместных играх; он подвижен, может контролировать свои действия и управлять ими; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; обладает начальными знаниями о народных промыслах.

Предварительная работа :

Рассматривание альбомов по декоративно-прикладному творчеству

Знакомство с жостовской росписью

Экскурсия в «Центр творчества» в группе

Выставка подносов из Жостова

Д/и «Составь узор»

Лепка садовых и полевых цветов из пластилина и соленого и теста

Раскраски с мотивами жостовской росписи

Чтение стихотворения П. Синявского « Жостово »

Заучивание пословиц и поговорок о мастерах, мастерстве

Методические приемы : словесный, наглядный, игровой, проблемный.

Виды деятельности в НОД : познавательная, продуктивная, игровая, двигательная, коммуникативная.

Словарная работа : композиция, замалевка, блики, народные промыслы, Жостово , народные умельцы, подносы.

Создание условий для организации и проведения НОД : шаблоны подносов из картона разной формы на каждую микрогруппу детей , стеки, колпачки от фломастеров, дощечки для лепки, салфетки, альбомы по народным промыслам, выставка жостовских подносов , пластилин разного цвета .

Ход образовательной деятельности

1. Мотивация к деятельности.

Воспитатель :

С добрым утром, с новым днем!

С новым солнцем за окном!

Утро доброе встречай!

День хороший начинай!

(дети собираются на ковре)

Ребята, а вы любите разгадывать загадки, головоломки?

Поможете мне сложить слово из рассыпавшихся букв?

(достает из конверта карточки с буквами, дети складывают слово и читают его).

Что у нас получилось? (МАСТЕР)

Кого называют мастером? Что означает это слово?

Воспитатель :

В самых разных уголках России,

Издавна живут мастеровые.

Знаменитые ремёсла представляют,

Матушку Россию прославляют!

Шьют одежду, валенки катают,

Без гвоздей святые храмы собирают,

Дымковские делают игрушки,

В Туле льют колокола и пушки.

В Жостове - подносы расписные ,

В Палехе - шкатулки именные,

Гжель - своей посудой удивляет,

Павловский Посад платками зазывает.

Это часть того, что мастера умеют,

Знания и опыт не скудеют,

Бисером иконы вышивают,

В "батик" всех красавиц одевают!

Вкус любой, желания любые,

Выполняют руки "золотые",

Славится Россия мастерами,

Испокон веков гордится вами!

Людмила Несторяк

Воспитатель :

Народ уважал и ценил мастеров, поэтому сложил много пословиц и поговорок о таких людях.

Хотите сыграть со мной в игру «Распутай путаницу» ?

(Цель : восстановить из частей пословицы и поговорки

Дело мастера боится

Работа мастера хвалит

Каков мастер, такова и работа

Мастер дела за все берется смело)

2. Воспитатель :

Ребята, посмотрите, что за предмет я держу в руках? Для чего он предназначен? А сделали его золотые руки мастера, хотите узнать как?

(дети рассаживаются на ковре, просмотр презентации « Жостовские подносы- великое искусство» )

Воспитатель предваряет просмотр словами :

Поднос из Жостова – великое творенье .

Не каждый знает путь его изготовленья.

Оттачивалось то нелёгкое уменье

Из века в век, из поколенья в поколенье.

Листу железа мастер для начала

Задуманную форму придавал.

И чтоб готовая поверхность засияла,

Её он черным лаком заливал.

Чтоб на подносе рисовать потом,

Он подмалёвку начинал.

И строил форму, и объём,

И цветовую гамму намечал .

И вот уже на черном, гладком поле

Прекрасные букеты расцвели.

И тоненькие, гибкие травинки

Со всех сторон цветочки оплели .

Борта подноса по краям

Орнамент мелкий украшает.

И под конец отделанный поднос

Умелец ярким глянцем покрывает.

3. Продуктивная творческая деятельность –изготовление подноса по мотивам Жостовской росписи- « Цветы Жостова »

Воспитатель :

Чтобы наши пальчики были послушными, ловкими, я предлагаю вам с ними поиграть.

Пальчиковая игра « Цветы »

Наши алые цветки ,

Руки подняты вверх, пальцы собраны в кулаки

Распускают лепестки.

Медленно разгибаем пальцы из кулачков

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Покачиваем кистями рук вправо влево

Наши алые цветки ,

Закрывают лепестки

Медленно сжимаем пальцы в кулачки

Головой качают,

Тихо засыпают.

Покачивание кулачками вперёд - назад

А теперь я приглашаю вас занять свои места за столами.

Рассказ и показ этапов работы :

Внимательно посмотрите и послушайте, сегодня мы будем с вами украшать подносы особым способом – рисовать пластилином. Эта техника называется …пластилинография.

1. Отщипываем кусочек пластилина;

2. Катаем шарик;

3. Прикладываем на поднос, где изображен круг; (5-6 шариков на один цветок ) ;

4. Теперь указательным пальцем с нажимом ведем к центру (так со всеми шариками) ;

5. Катаем шарик для сердцевины;

6. Еще один цветок ;

7. Теперь украсим наши подносы листочками (катаем овалы из зеленого и немного заостряем кончики) расплющиваем;

8. Прикладываем к подносу

(Дети приступают к выполнению работы в микрогруппах ,

педагог или дети помогают тем, кто затрудняется).

4. Воспитатель :

Ребята, как вы себя ощущали в роли настоящих мастеров (похлопать-если понравилось, потопать-если было скучно,неинтересно) .

Какие вы все молодцы! Все старались! У вас у всех получились замечательные подносы! Яркие, сочные, красивые. Давайте организуем Ярмарку подносов по жостовскому промыслу , посмотрим, чей поднос вам нравится больше всего? (звучит народная музыка)

Продавец :

Вот жостовский черный изящный поднос

С букетом из лилий, пионов и роз.

В нем бликами летнее солнце играет,

Каймой золотой по краю сверкает.

А на настоящем подносе вас ждет награда за ваш труд – угощение.

(В ходе свободной деятельности можно организовать сюжетно-ролевую игру «Ярмарка» )

Loading...Loading...