Поделка натюрморт из цветной бумаги. Аппликация из бумаги для детей

Управление образования г.о. Электросталь Московской Области

Муниципальное образовательное учреждение Дополнительного образования детей

Центр дополнительного образования детей «РОСТОК»

Методическая разработка по теме:

« К натюрморту через лепку, аппликацию и рисунок»

Выполнила:

педагог дополнительного образования Дудина Ирина Владимировна

Г.о. Электросталь

2012 г.

Аннотация

В данной методической разработке рассматривается опыт интеграции на занятиях изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества по дополнительной образовательной программе «Мир искусств» таких видов художественного творчества как рисунок с натуры, лепка и аппликация позволяющий постепенно подготовить детей младшего и среднего школьного возраста к творческому интересному процессу рисования с натуры натюрморта.

Представлены технологическая карта цепочки занятий, ориентированных на подготовку детей к выполнению натюрморта, план-конспект занятия по теме: «Рисование с натуры натюрморта «Ваза и фрукты»», методика поэтапного выполнения натюрморта в соответствии с решаемыми педагогическими задачами обучения детей младшего и среднего школьного возраста.

Проблема овладения основами рисования с натуры натюрморта детьми младшего и среднего школьного возраста актуальна и значима.

Большое внимание в работе уделяется вопросам развития интереса детей к рисованию с натуры натюрморта, воспитанию веры в свои силы, в свои творческие способно­сти.

В Приложении 1 даны примеры выполнения детьми предметов натюрморта на занятиях лепки из пластилина, соленого теста и глины. В Приложении 2 представлены работы детей младшего школьного возраста выполненные в технике смешанная аппликация. Выполнение упражнений на смешивание цветов и отработку мазков в разных техниках (акварель, гуашь, пастель) представлено в Приложении 3. Также в Приложениях 3 и 4 представлены наглядное пособие поэтапного выполнения простого и более сложного натюрморта, примеры выполнения натюрморта детьми и педагогом с использованием разных художественных материалов. Композиционные схемы выполнения более сложных натюрмортов даны в Приложении 4.

Предлагаемая методическая разработка адресована педагогам общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей осуществляющих образовательную деятельность по предмету изобразительное искусство.

«... чем больше сделано рисунков

с натуры, тем легче будет

изображать и то, что выдумано,

прочитано или услышано»

Д. Митрохин, художник-график

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Занятия по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству дают большие возможности в развитии, обучении и воспитании детей и подростков, способствуют удовлетворению и разви­тию эстетических потребностей, приобщению их к общечеловеческим ценностям и художест­венной культуре.

Сегодня в практике обучения детей изобразительному искусству педагоги недостаточно уделяют внимания рисованию с натуры (академическому рисунку) и часто заменяют его рисованием по представлению или копированием изображения с плакатов с иллюстрацией, а чаще всего рисованием на свободные темы.

Сравнительно небольшое количество обучающихся в условиях дополнительного образования детей по сравнению с классами школ дает возможность педагогу больше внимания уделять индивидуальной работе с детьми, подробно объяснять каждому ребенку правила и законы рисования, помочь увидеть главное и выразительно передать это в рисунке.

Отличительной особенностью занятий в системе дополнительного образования детей также является то, что большинство учебных заданий рассчитано на более длительное время, по сравнению с уроками в школе. Широкие возможности открыты и в области применения различных художественных материалов, как в изобразительной, так и декоративно-прикладной деятельности, разнообразной техники и приемов работы ими. В целом дополнительное образование открывает большие возможности для творчества, раскрытия внутреннего мира ребенка.

Уроки рисования - древнейший способ развития человека в период становления личности. У каждого ребенка на уроках изобразительного искусства открывается новое видение мира. Дети, которые занимались в детстве изобразительным искусством, на всю жизнь обрели радость чувствования природы и понимания прекрасного на Земле.

Согласно концепции Л.С. Выготского, овладение рисованием можно рассматривать как овладение одним из средств культурного развития личности, относящихся к сфере развития высших психических функций. Детское творчество – это процесс познания учеником окружающего мира, самого себя, способ выражения своего отношения к познаваемому. Знаменитые афоризмы П. П. Чистякова гласят: « Искусство любит, чтобы им вдохновлялись, увлекались», «Чувствовать, знать и уметь – полное искусство». Главная задача педагога дополнительно образования – дать возможность выразиться чистой энергии детского творчества, тем самым реализовать ценностно-личностный потенциал ребенка. Для открытия творческого потенциала личности ребенка педагог предоставляет ему то, чем он должен овладеть в совершенном виде.

Тема рисования с натуры натюрморта актуальна тем, что формирует у детей эстетическое отношение к действительности, графические навыки в изображении объемных предметов, развивает видение красоты, разнообразие реальных форм предметов, развивает композиционное мышление. Рисование с натуры обеспечивает в конечном итоге рост творческого потенциала воспитанника, влияет на совершенствование вкуса, мастерства, техники, способности передавать свет, объем формы, материал, дает возможность ребенку выражать свои чувства, переживания и настроения.

В рамках программы «Мир искусств» дети осваивают разные виды изобразительного и декоративно-прикладного творчества (рисунок, живопись, лепка, аппликация, коллаж, художественная роспись, работа с природными материалами). А также изучают разные техники работы разными художественными материалами (акварель, гуашь, тушь, пастель, акриловые краски и т.д.). Важное место в программе занимает народное декоративно-прикладное искусство и традиционная роспись (Хохломская, Городецкая, Жостовская, Гжель).

Как показывает практика работы с детьми на начальном этапе обучения в рамках программы «Мир искусств» у детей присутствуют неуверенность в выполнении рисования с натуры и у части обучающихся не проявляется живой интерес к данной теме. Это обусловлено, прежде всего, недостаточной художественной подготовкой к выполнению данной работы.

Каждый педагог, для достижения образовательных задач старается решить проблему заинтересованности обучающихся к изобразительному искусству, идет по пути поиска интересных решений, увлекающих детей к творчеству.

Н ародное и декоративно-прикладное искусство может выступать эффективным средством развития художественного интереса, художественно-творческой активности учащихся на основе педагогического воздействия на компоненты мотивационной сферы, потребностей художественно-творческой деятельности.

Последовательное выполнение цепочки занятий, постепенно подводящих детей к рисованию с натуры натюрморта, повышает интерес у учащихся, а также даёт возможность детям укреплять и развивать мелкую моторику рук, развивать глазомер, мышление, зрительную память.

Обучение детей умению «видеть» материал, представление возможности выбирать живописную технику, при создании художественных образов, воспитывает у них навыки целостного решения изображения.

Цель: научить детей чувствовать форму, составлять композицию, видеть цвет, объем и передавать всю красоту предметов натюрморта.

Задачи:

    Вызвать интерес у обучающихся к рисованию натюрморта с натуры.

    Способствовать развитию восприятия цвета, формы, объёма.

    Научить основам композиции и перспективы.

    Научить передавать форму, цвет, объем, пропорции предмета, пространственное расположение.

    Формировать художественный вкус, способность видеть и чувствовать красоту.

    Развивать зрительную память, умение анализировать.

    Способствовать формированию умений адекватно оценивать свои рисунки и видеть творческие особенности в работах других.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Многочисленные наблюдения показывают, что активная работа мысли, воображение, зрительная память, участие эмоционально – волевой сферы личности ребенка дадут положительные результаты в рисовании с натуры только при условии знания теоретических основ изображения и методики рисования различных предметов. Выразительно сказал об этом О.Роден: «Искусство – это только чувство. Но без знания объёмов, пропорций, цвета, без ловкости руки самое живое чувство парализовано…»

Для осязания предметов объемной формы цепочка занятий начинается с лепки простейших предметов из пластилина и соленого теста (овощи, фрукты, чайные принадлежности). Дети младшего и среднего школьного возраста работают с пластилином, глиной и солёным тестом (в Приложении 1 рис. 1, 2).

Для изучения и проработки композиции педагог предлагает составить натюрморт из вылепленных ранее предметов. Эта работа может быть как индивидуальной, так и коллективной. Каждый ребенок предлагает своё решение в составлении композиции. Лучший вариант композиции берётся за основу. Детали композиции наклеиваются на оргалит и затем раскрашиваются детьми (в Приложении 1 рис.3, 4). На занятиях лепки из глины далее педагог предлагает детям вылепить крынку или вазу простой формы, полой внутри. Дети анализируют, рассуждают, сравнивают форму, размеры разных изделий (в Приложении 1 рис. 5, 6).

На этом занятии педагог дает основные сведения о деревенской посуде и о гжельской керамике, ее красоте. В работе над вазой дети чувствуют себя художниками-гончарами, идет творческий процесс, дети стараются почувствовать объем и форму своего творения.

Работа в технике Аппликация проводятся с детьми младшего школьного возраста. С помощью педагога дети вырезают овощи и фрукты из цветной бумаги. Составляют натюрморт на картонной тарелке из вырезанных овощей и фруктов. На этом занятии, как и на занятии лепки, развивается мышечная система рук, мелкая моторика, воображение и чувство композиции (Приложение 2).

На последних занятиях комплексного цикла педагог предлагает детям выполнить рисунок простейших предметов с натуры (овощей и фруктов), чтобы ребенок почувствовал и показал на рисунке объем в цвете, передал светотень (Приложение 3).

Дети, прошедшие этап лепки легче воспринимают форму, объем и структуру предметов, а поэтому рисование с натуры происходит быстрее и качественнее.

При работе с натуры дети используют такие художественные материалы, как акварель, гуашь, пастель. Для освоения и укрепления знаний цветового решения, освещенной и теневой поверхности предметов, дети с педагогом выполняют упражнения на смешивание дополнительных цветов (Приложение 3). Идет работа и по наблюдению натуральных объектов в природе и знакомство с их изображением в художественных произведениях.

Дети сравнивают предметы, анализируют цвет предметов, как он зависит от освещенности, как солнечный цвет влияет на цвет теневой поверхности. В игровой форме дети вспоминают холодные и теплые цвета для использования оттенков в освещенной части предмета и в теневой.

Педагог на разных занятиях с натуры использует с детьми различные художественные материалы:

    В акварельной технике дети используют прием вливания «цвет в цвет» (мазки располагаются очень близко).

    В гуашевой технике используют прием «раздельный мазок», где мазки могут быть точечными, удлиненными, дугообразными, расположенными по форме предмета или в одном направлении.

    В пастельной технике:

    • дети используют прием штриха восковой пастелью с сильным нажатием руки

      используют прием штриха и прием мазка сухой пастелью со слабым нажатием руки, нежно растирая пастель пальцем.

Рисовать с натуры овощи и фрукты детям педагог может предложить как отдельно, так и в постановке простого натюрморта.

На занятиях с натуры группы предметов педагог дает понятие о натюрморте и о композиционном решении группы предметов. Дети сравнивают и анализируют, какой предмет больше, какой меньше; какой ближе, какой дальше; какой предмет загораживает другой и насколько. С каждой точки обзора группа предметов просматривается по-разному. Педагог предлагает 2-м, 3-м учащимся нарисовать на доске постановку овощей или фруктов, как дети видят их со своего места. Подсказав и исправив ошибки на доске, все дети приступают к работе по расположению предметов (фруктов, овощей) на плоскости листа бумаги. Дети прорисовывают очертания предметов простого натюрморта карандашом и начинают работать в цветовой гамме.

Чтобы определить задачи, которые должны ставиться при обучении рисования с натуры, необходимо сформировать требования, предъявляемые к грамотному реалистическому рисунку.

В грамотном исполнении реалистического рисунка необходимо верно передавать:

    форму предметов

    основные пропорции и соотношения величин

    перспективу и объемность предметов

    взаимосвязь частей предмета между собой

    цвет предмета

Дети младшего школьного возраста на занятиях выполняют рисование с натуры простого натюрморта. Для детей среднего школьного возраста рисование с натуры натюрморта усложняется, вводится в постановку с фруктами кувшин или ваза, ваза с цветами и фруктами.

Технологическая карта цепочки занятий

Тема

Цель, задачи

Структура и краткое содержание занятия

Методы

Необходимые материалы и оборудование

Пример выполнения

1. Лепка фруктов разной формы: яблоко, груша, лимон (пластилин, соленое тесто).

Цель: развить интерес и сформировать ценностное отношение к ДПИ. (лепка), формировать знания о традиционном способе лепки из целого куска.

Задача:

    научить лепить объемные предметы разной формы из целого куска пластилина (или соленого теста); закрепить приемы лепки, вытягивания, вдавливания, заглаживания.

    воспитать эстетическое отношение к природе и способность видеть объем к изображаемым предметам.

    развивать мелкую моторику, умение лепить фрукты разной формы.

Формирование интереса к занятию. Демонстрация и обсуждение детских панно-натюрмортов, образцов, выполненных нестандартным способом из соленого теста.

Объяснение нового материала и закрепление ранее полученных знаний.

2) Практическая часть

Тренировочное упражнение на развитие мелкой моторики кисти руки, чувствование формы, пластичности материала соленого теста и пластилина. Катание шариков, сплющивание, вытягивание, работа со стекой и т.д.

Лепка овощей и фруктов из целого куска пластилина и соленого теста.

Этапы выполнения:

    Лепка основы для фруктов и овощей (шары).

2. Лепка фруктов и овощей разной формы из шаровой основы.

3. Составление панно-натюрморта

Самостоятельное составление композиции натюрморта. Обсуждение удачных композиционных решений, совместный выбор лучшего варианта.

Окончательное составление панно натюрморта из вылепленных фруктов и овощей путем склеивания их на заранее оформленный в цвете плотный картон или оргалит (пример выполнения панно-натюрморта смотри в Приложении...)

Дискуссия;

Игра;

Словесный;

Наглядный;

Практический;

Поощрение;

Опора на жизненный опыт;

Оценка, самооценка,

Контроль и коррекция;

Клеенка; цветной пластилин; соленое тесто; стеки; загрунтованная основа из оргалита; клей «Титан» (можно ПВА).

Наглядные материалы: муляжи фруктов и овощей;

Детские работы; образцы выполненные педагогом

(из пластилина)


(из соленого теста)

2. Аппликации натюрморта «Овощи или фрукты на блюдце» (цветная бумага)

Цель: формировать знания и умения в области художественной аппликации из цветной бумаги.

Задачи:

1. научить пространственно представлять и изображать форму фруктов в натюрморте в технике смешанной аппликации (резаный, отрывной).

2. Воспитать любовь к окружающему миру.

3. Развивать чувство композиции (размещение 2-х или более предметов на листе бумаги крупно).

1) Мотивация и стимулирование деятельности детей.

Формирование интереса к занятию. Беседа о художественных особенностях использования смешанной аппликации в создании композиции натюрморта. Демонстрация детских работ, образцов выполненных в технике смешанной аппликации.

Объяснение технологии выполнения натюрморта с помощью смешанной аппликации. Обращается внимание как с мощью маленький отрывных кусочков бумаги можно создать световые части предметов.

2) Практическая часть

Составление натюрморта из овощей или фруктов путем смешанной аппликации.

Выполнение рисунка с натуры овощей, фруктов (муляжи).. и тарелочки на цветной бумаге. Вырезание предметов по контуру ножницами с тупыми концами. Белая тонкая бумага рвется на мелкие кусочки. Далее ребята, размещая вырезанные фрукты и овощи на тарелочке, составляют композицию простого натюрморта. После выбора удачного варианта композиции все фрукты и овощи каждым ребенком приклеиваются на тарелочки, которые затем наклеиваются на цветной картон.

Ребята самостоятельно определяют световые стороны предметов натюрморта и наклеивают на эти участки отрывные кусочки белой бумаги. (пример см. в Приложении…)

3

Эмоционального стимулирования;

Словесный;

Наглядный;

Практический;

Пощрение;

Опора на жизненный опыт;

Создание наглядно-образных представлений;

Оценка, самооценка,

Контроль и коррекция;

Цветной картон, цветная бумага; белый тонкий лист бумаги; клей (клей-карандаш); ножницы с тупыми концами; карандаш.

Зрительный ряд:

Муляжи фруктов и овощей; тарелочка; детские работы и образцы, выполненные педагогом.


3. Рисунок фруктов (с натуры)

Цель: формировать графические умения и навыки в изображении объемных предметов простой формы, способствовать формированию видения.

Задача:

    научить определять оттенки холодных и теплых цветов и объем предмета.

    воспитать любовь к окружающему миру.

    развивать чувство композиции, умение анализировать форму, цвет, пространственное расположение предметов.

1) Мотивация и стимулирование деятельности детей.

Просмотр и обсуждение живописных натюрмортов художников, образцов рисунков отдельных фруктов в цвете и разной технике (акварель, пастель, гуашь).

На примере простого натюрморта объяснение и обсуждение композиции натюрморта, пропорций, форм, соотношений между предметами, светового контраста рядом стоящих предметов, фона и предметов. Определение объемности предметов с помощью светотени.

2) Практическая часть

Для развития восприятия форм и объемов разных фруктов и овощей проводится игра. Дети на ощупь в мешочке определяют и объясняют форму предмета и дают название фрукта или овоща.

Упражнение Разные варианты смешивания красок.

1 вариант. Работа с акварельными красками по мокрой бумаге. Вливание основных и образование дополнительные цветов (см Рис. Приложения…)

2 вариант. Работа с гуашью.

Плотными мазками заранее смешанные на палитре оттенки). Отрабатываются мазки прямые, дугообразные.

3 вариант. Работа пастелью.

А) масляная пастель Работа штрихами с разными оттенками теплых и холодных цветов.

Б) Сухая пастель. Работа прямыми и дугообразными штрихами тонкой частью пастели и мазками широкой стороной, растирание пальцем штрихов и мазков для смешения цветов и получения эффекта прозрачности рисунка.

Выполнение рисунка фруктов и овощей в карандаше и затем в цвете с использованием гуаши, или акварели, или пастели по желанию.

3 ) Подведение итогов. Рекомендации педагога. Обращается внимание на выбор цветового решения и правильность передачи объема с учетом выбранной техники.

Эмоционального стимулирования;

Дискуссия;

Игра;

Словесный;

Наглядный;

Практический;

Пощрение;

Опора на жизненный опыт;

Создание наглядно-образных представлений;

Оценка, самооценка,

Контроль и коррекция;

Лист бумаги А4; палитра; акварель; гуашь; пастель (сухая и маслсная); кисти (белка №2, 5, 8); карандаш; Зрительный ряд:

натурный фонд (муляжи);

репродукции живописных натюрмортов; детские рисунки; рисунки педагога.


4. Лепка вазы (глина)

Цель : формировать у учащихся представление о связи эстетических и функциональных качеств посуды, умение конструировать художественную форму.

Задачи:

    Научить лепить объемный предмет из глины, закрепить приемы лепки, вытягивания, заглаживания, вдавливания.

    Воспитать любовь к родной природе, ее истории и традициям; воспитать уважение к труду людей.

    Развивать художественный вкус и познавательную активность, развивать мелкую моторику рук.

1) Мотивация и стимулирование деятельности детей.

Краткие культурно-исторические сведения о красоте и особенностях деревенской посуды, гжельской керамики. Демонстрация образцов и фотографий. Сравнение деревенской посуды и гжельской керамики по размеру, легкости.

Объяснение и показ педагогом этапов лепки предметов полой формы.

2) Практика

Лепка детьми предметов полой формы (вазы, крынки, кружки, чашки по выбору и с учетом уровня подготовки ребенка)

Этапы выполнения:

1 этап. Разминание куска глины. При выборе кружки дети катают цилиндр, при выборе вазы или крынки катают шар.

2 этап. С помощью чайной ложки выбирают сердцевину из цилиндра или шара.

3 этап. Разминая стенки будущего изделия, делая изделие тоньше, придают нужную конфигурацию изделия.

4 этап. Готовое изделие разглаживают большим пальцем, придавая ему ровную поверхность.

5 этап Оформление изделия при необходимости мелкими деталями (пример см. Приложение). Изделия оставляются для высыхания при комнатной температуре. На другом занятии оно раскрашивается Гжельской росписью гуашевыми красками.

Отмечается соблюдение пропорций, симметричность правильность форм.

Эмоционального стимулирования;

Дискуссия;

Игра;

Словесный;

Наглядный;

Практический;

Поощрение;

Опора на жизненный опыт;

Создание наглядно-образных представлений;

Оценка, самооценка,

Контроль и коррекция;

Голубая (м.б. красная) глина;

Стеки; пластмассовая или деревянная основа для лепки; тряпочка; клеенка; банка с водой; чайная ложка.

Зрительный ряд:

Образцы, фотографии глиняной деревенской посуды и гжельской керамики


5.Рисунок натюрморта «Ваза и фрукты» (2 занятия).

5.1. Выполнить рисунок натюрморта, соблюдая пропорции и правила построения композиции (построение в карандаше)

5.2.Выполнить рисунок натюрморта с передачей объема и цвета (гуашь)

Разработка занятий по данной теме представлена ниже.


План-конспект занятия на тему:

«Рисование с натуры натюрморта «Ваза и фрукты»»

Занятия рассчитаны на детей 8-10 лет.

2 занятия по 2 часа каждое.

Цель: расширить знания обучающихся о жанре изобразительного искусства (натюрморт), углубить представление о форме, объеме, способах колорирования натюрморта, цветотеневой обработки.

Задачи:

    Обучающие : ознакомить и научить основам композиции и перспективы, линейным построения, способам рисования от общего к частному, умению анализировать.

    Развивающие : развить внимание, зрительную память, глазомер, чувство пропорции, цветоощущение, художественный вкус.

    Воспитывающие : воспитать любовь к окружающему миру, целеустремленность, усидчивость, аккуратность, способность видеть и чувствовать красоту.

Оборудование:

    Для педагога : натурная постановка, натюрморт «Ваза и фрукты» на фоне бежевой ткани, таблица-плакат «Натюрморт» (поэтапное построение), композиционные схемы натюрмортов, детские рисунки овощей и фруктов.

    Для учащихся: гуашь, бумага, кисти, графические материалы.

Зрительный ряд:

К. Коровин «Натюрморт. Цветы и фрукты».

В. Ван Гог «Подсолнухи»

И. Машков «Фрукты на блюдце»

К. Петров-Водкин «Натюрморт с яблоками»

П. Кончаловский «Поднос и овощи»

П. Кузнецов «Цветы и дыни»

З. Серебрякова «Корзина с кабачками»

Ход занятия:

    Организационная часть.

    Вводная часть. Объяснение нового материала.

Педагог предлагает вспомнить жанры изобразительного искусства и остановиться на одном интересном жанре – натюрморт.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу или торт,

Или все предметы сразу, -

Знай, что это натюрморт.

Педагог напоминает о правилах построения, композиционном решении, поэтапном выполнении живописных приемов рисования несложного натюрморта из 2-3 фруктов и овощей, выполненного на предыдущем занятии. Далее предлагает познакомиться с натюрмортом более сложной композиции. В диалоге с детьми педагог обсуждает художественные особенности вывешенных на доске репродукций натюрмортов известных художников.

Проблемные вопросы:

    Какие виды натюрморта Вы знаете?

    Найти отличительные особенности представленных натюрмортов и прокомментировать.

    Какие цвета (теплые или холодные) преобладают в натюрмортах и почему?

    Что объединяет предметы натюрморта?

    Как художники передают объем овощей и фруктов на плоской поверхности картин? Почему более светлые мазки на всех плодах, предметах располагаются с одной стороны, а темные – с другой? (ответы детей)

    Какую роль в натюрморте играет солнечный свет? Солнечный свет, освещая предметы, делает их с одной стороны светлыми (свет), с другой – темными (тень). Свет и тень помогают передать объемное изображение предметов, их реальность.

    Какие натюрморты на репродукциях вам понравились больше и почему? Назовите авторов натюрмортов (ответы детей).

Педагог объясняет разные композиционные схемы построения натюрмортов по таблице (см. Приложение 4). Для закрепления знаний педагог просит детей прочесть представленные схемы и ответить на следующие вопросы:

    О чем говорят вертикальные и горизонтальные линии в изображении предметов (осевые линии)?

    Определите, какие предметы в натюрмортах расположены ближе, какие дальше? Объясните, почему?

    Что такое композиция? (Это объединение частей учебного рисунка, произведения искусства для наиболее яркого выражения их содержания. Это правильное расположение предметов на листе бумаги).

Игровая разминка .

Для развития воображения, чувств формы проводитсяигровая разминка.

Педагог выставляет на стол коробку с муляжами фруктов и овощей разной фактуры, формы, размера.

Предлагается всем детям подойти к столу и с закрытыми глазами, взяв в руки один предмет определить его форму, фактуру и назначение. Дети мысленно «лепят» форму предмета. Тому, которому достались яблоко и груша педагог предлагает отложить их для натюрморта. В этой игре у детей работает мышление, мелкая моторика, осязание.

Педагог компонует натюрморт с вазой (кувшин), фруктами и драпированной тканью. Перед тем как составить композиционную схему натюрморта дети внимательно рассматривают его и анализируют особенности его построения. Ребята определяют главный предмет в натюрморте, сравнивают крупные и мелкие предметы, какие расположены ближе, какие дальше.

    Работа над карандашным рисунком.

На классной доске педагог демонстрирует последовательность линейного построения натюрморта «Ваза и фрукты» (композиционная схема).

Особое внимание педагог уделяет правильному композиционному расположению натюрморта на листе бумаги. Обращается внимание на сочетание малого и крупного объемов, определение места для главного предмета, определение общих очертаний изображения на поверхности будущего рисунка, детальная прорисовка отдельного предмета. Прорисовка симметричного предмета начинается с вертикальной осевой линии. При рисовании важно научить детей вычленять части, из которых состоят предметы, уметь сравнивать их между собой по высоте и ширине.

В графическом изображении предметов следует обозначить круглые основания, границы между составными частями предметов, которые в рисунке превращаются в овалы. Расположение изображения натюрморта должно быть в центре листа, не слишком мало и не слишком велико.

Педагог предлагает детям выполнить композицию натюрморта со своего рабочего места, ведь в зависимости от угла обзора (ракурса) зависит расположение предметов в натюрморте.

    Самостоятельная работа.

Короткими отрезками-штрихами учащиеся карандашом на листе намечают общее расположение натюрморта, контуры всех предметов, соблюдая пропорции и расположение предметов в натюрморте, намечают границы бликов, теней, всех предметов и среды. Оценка рисунков выполненных карандашом. Анализ работ, рекомендации по устранению ошибок.

2-ое занятие

    Работа над натюрмортом в цвете.

Просмотр и анализ репродукций живописных натюрмортов. Педагог напоминает детям о распределении цветов на теплые и холодные (цветовой круг); о том, как можно смешать краски, чтобы получить оттенки холодного и теплого цвета; как соотнести полученные оттенки с увиденными в натуре. Затем педагог с учащимися рассматривает цветовую гамму предметов в натюрморте и анализирует окраску в тени и на свету, освещенность предметов, блики, определяет контрастные цвета и цветовые пятна на драпировке.

Педагог показывает на листе бумаги поэтапное выполнение в цветовом решении вазы, груши, яблока с помощью последовательного насыщения цветом и определения тени, света, полутени, объема предметов и пространства.

    Самостоятельная работа.

На 1 этапе работы дети начинают работать с общей цветовой характеристикой натюрморта. Для этого приготавливают малонасыщенный колер и наносят прозрачным слоем на все части рисунка, исключая блики.

На 2 этапе живописи моделируется объемная форма всех предметов и передается их освещенность. Отдельными мазками дети усиливают насыщенность цвета освещенных сторон. Цвет теней сплошной, на него влияет среда. Их покрывают более темными красками. Каждый мазок, положенный для изображения теней, должен быть взят относительно цвета примыкающих к нему поверхностей других предметов и других теней по цветовому тону, насыщенности и светлоте.

На 3 этапе работы дети продолжают моделировать объем формы и пространства более тонкими оттенками цвета. Всякий положенный на бумагу мазок сверяется с натюрмортом, попеременно переводя глаз то на изображение, то на натуру. Это позволяет увидеть, передана ли цветовая пропорция, которая есть в натуре. Изображение цветовых оттенков на свету, полутени, тени постепенно приводит к тонкой моделировке формы, к изображению пространства и освещенности.

На 4 окончательном этапе все цвета обобщаются, если надо, выделяются какие-то части более насыщенным цветом, а чрезмерно яркие, вырывающиеся из общей цветовой гаммы, гасятся. Рисунок завершен.

В течение всего занятия педагог корректирует работу детей и неоднократно помогает детям, исправляет ошибки.

    Итог занятия.

    Просмотр и оценка выполненных работ.

    Анализ выполнения натюрморта и допущенных ошибок.

Заключение

Разработка цикла занятий, плана-конспекта занятий «Рисование с натуры натюрморта», его дидактического обеспечения и его реализация - есть путь к развитию ребенка, к его познанию и осмыслению увиденного.

Предлагаемый конспект занятий подходит как для детей младшего возраста, так и среднего школьного возраста. Все занятия в комплексе дают ребенку массу положительных эмоций, настраивающих его на продолжение творческого процесса. Сменяющиеся виды творчества снимают напряжение, повышают интерес, корректируют психологическое состояние обучающегося.

Для глубокого проникновения в художественную атмосферу натюрморта ребенок овладевает всеми художественными знаниями и навыками этого искусства.

В процессе работы над натюрмортом происходило полное и глубокое удовлетворение детей от творческого процесса. Дети познавали красоту предмета, и через нее воспитывалась любовь к окружающему и предметному миру.

Список использованных источников и литературы

    Данкевич Е. Лепим из соленого теста. – Санкт-Петербург, 2001г.

Аппликация из бумаги для малышей – это замечательное занятие, которое позволяет сделать простые и в то же время красивые поделки своими руками.

Декоративная аппликация бывает многолика — можно делать монохромные изображения из черной бумаги на белом фоне. Это может быть изображение города. Из цветной бумаги или картона может получиться прекрасная корзина с цветами, геометрические фрукты, роза, сердечко, натюрморт и так далее. Предметная аппликация позволяет создавать различные поделки. Можно воспользоваться уже готовыми шаблонами, заготовками и мастер-классами для создания пошагово красивых бумажных аппликаций. Несложными шаблонами для аппликаций из цветной бумаги могут служить, например, ёлка с шарами, дерево с яблоками и другие. На лист-основу нужно нанести рисунок. Помимо готовых шаблонов можно использовать детские раскраски или придумать эскиз самостоятельно.

Аппликация из бумаги – это замечательное занятие

Родители, дети которых создают бумажные аппликации, должны следить за тем, чтобы это занятие было безопасным для их чад.

  • Не стоит оставлять маленького ребёнка до 5 лет одного в комнате, если рядом с ним есть ножницы. Разрезая ими бумагу, он рискует пораниться.
  • Также не стоит оставлять его рядом с клеем. Любознательное дитя может выпить это вещество.
  • Чтобы привить ребёнку интерес к созданию бумажных аппликаций, стоит самостоятельно заняться их созданием перед ним. Это непременно заинтересует ребёнка.

Галерея: аппликация из бумаги (25 фото)










Аппликация для детей и начинающих (видео)

Аппликация из бумаги: идеи в 3 классе

Какие интересные бумажные аппликации можно делать в 3 классе? Например, цветок. Техника его изготовления довольно проста. Работа выполняется в 2 этапа: на первом из цветной бумаги делается оригами – цветок, а на втором – он приклеивается к картону или другой поверхности. Можно делать оригами не целиком, а по частям.

Техника изготовления цветка довольно проста

Итак, способ выполнения:

  1. Нужно взять материал яркого цвета, из которого будут вырезаться лепестки. Например, жёлтый цвет. Необходимо вырезать 6 лепестков, приблизительный размер которых 8-9 см. Для детей рекомендуется вначале нарисовать листик карандашом, а затем вырезать его ножницами.
  2. Чтобы будущая аппликация получилась объёмная, следует закруглить лепестки карандашом или ножницами.
  3. 3 класс – это тот учебный период, когда дети стремятся к проявлению креативности. Им можно предложить придумать оригинальную серединку цветка. Например, это может быть конфета или вырезанное из фотографии лицо мамы. Выбранный центр аппликации крепится к поверхности. Если это бумажный элемент, то его стоит просто приклеить.
  4. Лепестки приклеиваются вокруг серединки. Но если центральный элемент маленький, нужно вначале приклеить на поверхность лепестки. Это облегчит ребёнку труд.
  5. Затем из бумаги делается стебель цветка. Лист необходимо несколько раз сложить гармошкой, чтобы на человека «смотрела» его цветная сторона.
  6. Стебель приклеивается на поверхность под лепестками.
  7. После этого нужно вырезать из бумаги 2 листика цветочка зелёного цвета. Клеить их можно симметрично или нет.

Получается очень красивая и креативная открытка, которую ребёнок может подарить кому-то из близких людей.

Шаблоны для аппликации во втором классе

Во втором классе поделки должны быть несколько проще, чем в предыдущем варианте. Например, можно сделать снеговика.

Во втором классе поделки должны быть проще

План работы:

  1. Выбирается поверхность для аппликации. Лучше всего взять за основу картонную бумагу, но она не должна быть белой, так как снеговик тогда сольётся с фоном.
  2. Из белой бумаги вырезаются кружочки диаметром 10 см. Один кружочек будет использоваться в качестве головы снеговика, а остальные придётся согнуть пополам, но не слишком сильно. Это делается для образования линии сгиба.
  3. Начинается процесс приклеивания низа снеговика. Бумага промазывается клеем и крепится к картонному листу. Голова приклеена.
  4. Затем можно приступать к приклеиванию низа. Под головой должен быть приклеен один круг с линией сгиба, а затем на него клеятся оставшиеся круги, поочерёдно. Получается объёмная аппликация.
  5. Из синей цветной бумаги следует вырезать шапочку снеговика. Чтобы придать ей вид шерстяной, нужно воспользоваться синим маркером или фломастером, и прорисовать ниточки.
  6. Такие элементы снеговика как пуговицы и нос-морковка также вырезаются из бумаги.

Чтобы дополнить композицию, стоит приклеить кусочек вязальной нитки под головой снеговика. Это напоминает шитьё кантом. Ниточка будет его шарфом.

Аппликация из цветной бумаги для детей

Способ сделать вазу с нарциссами:

  1. Такая работа всегда должна начинаться с выбора фона аппликации. Так как нарциссы – это белые цветы, то рекомендуется сделать выбор в пользу синей основы.
  2. Первой должна быть сделана ваза. Она может быть любого цвета, но только не синего и не белого по понятным причинам. Лист бумаги складывается пополам. На одной его стороне прорисовывается контур вазы. Затем нужно вырезать этот контур. Готовый шаблон вазы аккуратно приклеивается на бумажную либо картонную основу поделки.
  3. После этого можно вырезать листья нарцисса. Так как у этого цветка они прямые и длинные, то сделать их будет просто. Тонкий лист зелёной бумаги сгибается пополам и на нём прорисовывается контур, постепенно сужаясь к вершине.
  4. Затем ваза и листики прикрепляются к бумажной основе с помощью клея.
  5. Сами нарциссы нужно делать так: из белой бумаги вырезаются квадраты. Сторона квадратов должны быть не более 10 см. После этого их края нужно обработать ножницами. Цветки будут выпуклыми, а сама аппликация объёмной.
  6. Серединкой каждого нарцисса станет жёлтая точка. Чтобы поделка получилась более аккуратной, сначала на основу следует приклеить серединку, а только потом сам цветок.

Такая работа всегда должна начинаться с выбора фона аппликации

Завершить композицию должны блестки.

Как сделать натюрморт из цветной бумаги для 6 класса?

При создании такой поделки важно заранее продумать, какие элементы будут присутствовать на композиции. Это нужно для того, чтобы подобрать бумагу нужного цвета.

Итак, план работы следующий:

  1. После того, как были подготовлены цветные листы для элементов натюрморта, следует выбрать лист-основу. Рекомендуется использовать картонную бумагу.
  2. На цветной бумаге карандашом необходимо прорисовать контуры желаемой фигуры. Например, на жёлтой бумаге рисуется контур банана.
  3. Полученные фигуры вырезаются из бумаги.
  4. На этом этапе нужно продумать вид композиции. Для детей 6 класса следует выполнить более сложную поделку. Как вариант, на картонной бумаге заранее нужно нарисовать корзину, в которой будут лежать все элементы композиции.
  5. С помощью клея элементы аккуратно крепятся на картонную бумагу.

Завершают аппликацию блёстки или прорисовка других деталей карандашом.

Спелые, согретые летним солнцем и теплым ветром фрукты так и манят к себе из прилавков магазинов и местных рынков. Хочешь забрать частичку лета к себе домой? Создай веселый летний натюрморт из цветной бумаги и почувствуй сладость фруктов на губах.

Аппликация из бумаги: фрукты

Для изготовления фруктового натюрморта Тебе понадобятся:

  • цветная бумага и картон,
  • цветной гофрированный картон,
  • клей ПВА и ножницы.

1. Из гофрированной бумаги белого цвета вырежи овал длиной 45 см, шириной 30 см. Это блюдце для фруктов и ягод.

2. Из оранжевого картона с помощью циркуля или стакана вырежи два круга. Они сыграют роль апельсинов. Чтобы аппликация выглядела объемной, с оборота приклей отрезки толстого картона.

3. А сейчас из зеленой бумаги вырежи 20 листочков разной величины и фактуры. Приклей апельсины и листья вдоль верхнего края блюдца.

4. Из желтого картона по трафарету вырежи грушу.

5. С помощью следующих трафаретов вырежи два яблока (из красного картона) и три банана (из желтого гофрированного картона). Не забудь приклеить снизу под фруктами отрезки картона. Приклей грушу, яблоки и банан к блюдцу.

6. Следующие трафареты помогут Тебе вырезать из красной и синей гофрированной бумаги пять вишен и столько же слив. Приклей ягоды на блюдо.

7. Из блестящего зеленого картона вырежи 10-15 маленьких овалов. Выложи из них гроздь винограда и приклей на блюдо. Замечательно выглядят и бумажные листочки винограда. По желанию, добавь к композиции и их.

8. Не забудь о деталях: хвостики для фруктов и ягод вырежи из коричневой и желтой бумаги.

Ур-ра! Веселый фруктовый натюрморт готов принести головокружительно сладкие ароматы лета в Твой дом. Наслаждайся красотой собственноручно изготовленной аппликации из бумаги для детей и .



Вам понадобится:


Обычный (упаковочный) картон


Цветной картон


Цветной гофрированный картон


Цветная бумага


Ножницы


Клей ПВА


1. Приготовьте гофрированный картон белого цвета и вырежьте из него овал, размером примерно 30 х 45 см. Данный овал будет служить блюдом для фруктов.


2. Используйте обычный картон, чтобы нарезать полоски шириной 2-3 см и разной длины.


3. Приготовьте оранжевый картон и вырежьте из него 2 круга, это будут ваши апельсины. Приклейте небольшие куски толстого картона с противоположной стороны апельсинов.


4. Возьмите зеленую бумагу и вырежьте из нее 15-20 листьев. Они могут быть разного размера. Можете использовать листы разных оттенков зеленого.


5. Листья стоит приклеить к верхнему краю блюда. Апельсины приклейте так же (см. изображение).




6. Возьмите картон желтого цвета и вырежьте из него грушу. Из бумаги красного цвета вырежьте кружочек.




7. Чтобы сделать яблоки, возьмите ярко-красный картон и вырежьте из него фрукты. Для бананов подойдет желтая гофрированная бумага.



8. К обратной стороне фруктов вам стоит приклеить кусочки толстого картона.


9. Теперь все фрукты приклейте к блюду.


10. Используйте гофрированный картон красного цвета, чтобы вырезать из него 4-5 вишни. Из синего картона можете вырезать 4-5 слив.


11. Приготовьте блестящий зеленый картон и вырежьте из него 10-12 кругов разного диаметра. Это будет ваш виноград.




12. Виноградинки можете расположить на блюде близко друг к другу, чтобы у вас получилась виноградная кисть. К винограду можно добавить листья из цветной бумаги.


13. Используйте желтую и коричневую бумагу, чтобы вырезать хвостики для яблок и груши. Эти хвостики приклейте к поделке.


Конспект НОД в старшей группе

«Натюрморт из фруктов»(аппликация)

Подготовила: воспитатель Белкина О.В.

Цели: совершенствовать технику вырезания округлых форм из бумаги, сложенной вдвое, соблюдая пропорции; развивать чувство цвета при подборе колорита, композиционные умения; дать понятие переднего и дальнего плана; воспитывать эстетическое отношение к природе в окружающем мире.

Оборудование: фрукты или их муляжи (апельсин, банан, яблоко, слива), цветная бумага, ножницы, клей, кисточка, салфетка, фломастеры, мешочек.

Предварительная подготовка: беседа о пользе фруктов; рассматривание фруктов с целью выяснения их формы; разгадывание загадок о фруктах.

Ход занятия:

  • 1. Создание игровой мотивации.
  • Воспитатель: Сегодня мы с вами будемнатюрморт. Кто подскажет мне, что изображают на натюрморте? (ответы детей) Правильно, натюрморт – это жанризобразительного искусства, картина, на которой изображены предметы: вазы, цветы, овощи, фрукты и т.п. Что же будет изображено на нашем натюрморте? Отгадайте!
  • Воспитатель предлагает детям на ощупь определить фрукты, лежащие в мешочке. В качестве подсказки можно использовать загадки:
  • На сучках висят шары-
  • Посинели от жары. (слива)
  • Круглое, румяное,
  • Я расту на ветке:
  • Любят меня взрослые
  • И маленькие детки.(яблоко)
  • Яркий, сладкий, налитой,
  • Весь в обложке золотой.
  • Не с конфетной фабрики-
  • Из далекой Африки. (апельсин)
  • -Да, сегодня мы будем создавать натюрморт из фруктов, авыполним работу в технике аппликации.
  • 2. Актуализация знаний.
  • Воспитатель: А чтобы аппликация у нас получилась красивой, нужно разложить правильно фрукты. Раскладывая их, надо помнить, что большие фрукты должны находиться на дальнем плане, то есть сзади, а вот те, которые поменьше, лучше положить впереди. Что будет, если мы поступим наоборот? (ответы детей) Да, маленьких фруктов тогда не будет видно. Предложите свои варианты постановки натюрморта, не забывая о сочетании цветов. Вряд ли уместно, например, располагать рядом желтый апельсин и желто-зеленый банан. (дети выполняют задание) Вот какойкрасивый натюрморт мы составили! Теперь можно вырезать детали аппликации.
  • 3. Показ приемов работы.
  • Воспитатель: Для того, чтобы вырезать фрукты из бумаги, надо знать, какую форму они имеют. Подскажите мне.(ответы детей) А знаете ли вы, как можно вырезать круг из квадрата? (ответы детей) А из какой геометрической фигуры можно вырезать овал? (ответы детей) Да, апельсин и яблоко мы вырежем из квадратов, сложенных пополам, сливу – из прямоугольника. А как вырезать банан? Сначала мы его нарисуем, а потом вырежем по нарисованному контуру.
  • После того как мы вырежем нужные детали, разложим их на листе бумаги так, как у нас лежат фрукты на столе. Потом приклеим сначала дальние детали, а затем –ближние. Клей намазываем на детали понемногу, чтобы аппликация получилась аккуратной. Недостающие маленькие детали можно дорисовать фломастером.
  • Воспитатель показывает приемы изготовления аппликации.

4. Практическая работа.

Задание: выполнить аппликацию натюрморта из фруктов.

5. Итог занятия.

Работы детей выставляются на стенде.

Воспитатель: Какие изумительные натюрморты у вас получились! Вот эти фрукты должны быть на ваших столах каждый день, ведь в них так много витаминов и других полезных веществ. Если вы будете есть их ежедневно, то будете здоровыми, веселыми.

Loading...Loading...