Великая победа. виртуальный гид

Жанна Сухоносенко
Доклад «70-летие Победы в Великой Отечественной войне как мощный фактор развития патриотизма дошкольников»

70- летие Победы в Великой Отечественной войне .

Это поистине великий день , когда мы переживаем «радость со слезами на глазах» ! Вдумаемся в эти слова известной песни «День Победы » (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова) . Как глубоко и точно они передают всю глубину и противоречивость этого дня : искренняя радость праздника и ощущение счастья. И горечь слез, которые разрывают душу, подступают к горлу и наворачиваются на глаза помимо нашего желания…. Почему это происходит?

Ощущение радости и счастья дарит нам МИР, который принесла великая Победа .

МИР – это счастье, веселье, покой, радость, созидание во всех сферах жизни человека и его души.

МИР – это великая ценность , которую необходимо оберегать и сохранять.

Горечь слез вызывает ВОЙНА , которая обрушилась на народ и захлестнула в свой смертельный водоворот миллионы людей.

ВОЙНА – это тревога , страх, слезы, горе, отчаяние, голод, постоянный душевный надрыв и смерть.

ВОЙНА – это страшная беда , которая не совместима с жизнью!

В нашей памяти всегда должно быть место тем страшным, горьким и гордым событиям.

70 лет мирного неба над головой! Уже выросло не одно счастливое мирное поколение. Но рядом с нами есть и те, для которых война стала частью их жизни, которые знают о войне не понаслышке . Ветераны – наша живая память о войне и Победе ! Мы должны ценить каждый миг их жизни! Пока еще они рядом …. И научиться передавать последующим поколениям всю гамму эмоций, чувств, знаний, связанных с такими сложными понятиями как «мир» и «война » .

Интенсивные процессы формирования детской психики,их мировоззрения показывают, что в дошкольном возрасте важно не перегрузить ребенка сложной, эмоционально тяжелой информацией, связанной с понятием «война » . Необходимо корректно и гуманно формировать эти понятия.

Из года в год в каждом детском саду проводится торжественный праздник, посвященный Дню Победы , общая праздничная атмосфера этих дней, украшенные улицы, парады, концерты и салют наполняют детей чувством всеобщей радости.

Конечно, наши малыши до конца не понимают, почему именно этих людей – ветеранов – мы поздравляем в эти дни. Вспоминается момент, когда ребенок преподнес цветок ветерану, а тот заплакал и стал благодарить : «Спасибо! Спасибо! Спасибо.» . Малыш растерялся, а чуть позже спросил маму : - За что мне «спасибо» ? «За внимание, сынок! И за память!» - ответила мать. Как она права! Такие моменты остаются в памяти, а их осознание и понимание обязательно придет.

Итак, нам удается донести до детей то, что День Победы имеет особое значение в жизни нашего народа. Но почему мы так радуемся этой дате? Мы – взрослые – понимаем, что этому событию предшествовали страшные дни войны . И чем сильнее мы ощущаем горечь тех военных лет, тем сильнее наша радость и гордость за то, что наши деды и прадеды сумели отстоять для нас мир.

Педагоги, работающие в ДОО, к счастью не знают, что такое война . Но это не означает, что мы не можем прочувствовать горечь и боль этого понятия. Мы обязаны это чувствовать! Войны развязываются не детьми , а взрослыми людьми. Поэтому формирование у маленьких детей сложных понятий «мир» и «война » идет опосредованным путем : через душу взрослого в душу ребенка.

Тема Великой Отечественной войны мощный фактор патриотического воспитания детей . Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее, именно в этом возрасте закладываются основы нравственных качеств ребенка, ценностного отношения к окружающему миру.

В рамках подготовки к празднованию великой даты – 7О-летия Победы в Великой Отечественной войне воспитание патриотизма у детей приобретает особое значение. Ведь эта война является самым ярким примером проявления героизма русских людей.

В примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой уделяется особое внимание развитию личности ребенка и воспитанию такого качества как патриотизм . Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности : игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно - исследовательской, чтения,

продуктивной, музыкально-художественной.

Основными задачами работы по патриотическому воспитанию на основе событий Великой Отечественной войны являются :

– формирование у детей первоначальных представлений о героическом прошлом нашей Родины, знакомство с главными событиями и памятными датами в истории страны в период Великой Отечественной войны ;

-развитие патриотических чувств у детей ,желание защищать свою Родину, гордиться ее достижениями;

Воспитание осознанного уважения к памяти погибших героев, к ветеранам, празднику Победы как результату героического подвига русского народа в Великой Отечественной войне .

Конечно, патриотические чувства не могут возникнуть после нескольких занятий, даже очень удачных. Это- результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Проводя работу по патриотическому воспитанию , воспитатель должен руководствоваться следующими принципами :

-«позитивный центризм» -отбор актуальных для ребенка этого возраста знаний;

Непрерывность и преемственность педагогического процесса;

Дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

Рациональное сочетание разных видов

деятельности, адекватный возрасту баланс

интеллектуальных, эмоциональных нагрузок;

Деятельностный подход;

-развивающий характер обучения , основанный на детской активности.

События Великой Отечественной Войны имеют огромное значение для формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста . Как же рассказать ребенку о войне :

Организованная образовательная деятельность :

«Города - герои»

Цель : Познакомить детей с географическим положением городов-героев на карте России, познакомить детей с героическими подвигами жителей и защитников этих городов, формировать понимание значимости патриотического подвига всех граждан страны.

«Дети – герои войны »

Цель : Познакомить детей с героями войны , совершившими подвиги ради жизни других людей, воспитывать уважительное и благодарное отношение к воинам-героям.

«Земляки – фронтовики» .

Цель : Познакомить детей с ветеранами ВОВ, которые проживали и проживают в нашем городе, воспитывать чувство сострадания и ува-жения к пожилым людям.

«Символы Победы - ордена , медали и знамена»

Цель : Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны , со знаменем Победы , которое водрузили над Рейхстагом; воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине.

Продуктивная деятельность

Рисование :

«Памятники воинской славы нашего города»

«Праздничный салют»

«Портрет героя»

«Войне мы скажем : "Нет!"» .

Аппликация :

«Весенний букет для ветеранов»

«Георгиевская ленточка»

«Московский Кремль»

Лепка :

«Звезда»

«Самолет»

«Танк»

Конструирование :

«Крепость»

«Военный корабль» ;

Тематическая выставка : «70-летие Победы » ;

Конкурс детских рисунков на асфальте;

Физическое развитие

Военно – спортивная игра :«Зарничка

Организация детского пробега по территории ДОУ «Мы помним -мы гордимся!»

Физкультурные досуги и праздники;

Проведение музыкального праздничного утренника «Памяти павших будьте достойны» , концертов.

Беседы о Великой Отечественной войне :

«История георгиевской ленточки»

Цель : Познакомить детей с новым символом Дня Победы , рассказать об истории возникновения георгиевской ленточки, воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому своей Родины.

«Ветераны Великой Отечественной »

Цель : раскрыть смысл слова «ветеран» , воспитывать уважение к ветеранам войны и труда .

«Великие битвы »

«Музыка войны » , «Песни, с которыми мы победили »

В. Агапкин «Прощание славянки» ,

А. Аренский «День Победы » ,

А. Филиппенко «Вечный огонь» ,

А. Александров «Священная война и др .

Чтение произведений о Великой Отечественной войне :

А. Митяев «Рассказы о Великой Отечественной войне » , «В землянке» , «Почему Армия родная»

В. Давыдов «Дозор» ,

Т. А. Шорыгина «Беседы о детях-героях Великой Отечественной войны » ,

О. Высотская «Мой брат уехал на границу» ,

С. П. Алексеев «Брестская крепость» ,

Е. Благинина «Миру - мир» , «Шинель

А. Г. Твардовский «Рассказ танкиста» ,

В. П. Катаев «В разведке » и др.

Рассматривание картин, иллюстраций, орденов и медалей

И. М. Тоидзе «Родина мать зовёт!»

А. Лактионов «Письмо с фронта;

Просмотр телепередач на военную тему;

Вечер чтения стихов, посвященных Дню Победы

Цель : Подготовить детей к празднику «День Победы » , воспитывать уважение к героям ВОВ, чувство гордости за народ, победивший врага

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры :

«Пограничники» , «Военные моряки» ,

Дидактические игры :

«Ордена войны » , «Род войск и боевая техника» ,Памятные места нашего города», познавательная игра : «Раньше и теперь,» Подвижные игры :

«Переправа через мост» , «Разведчики » .

Экскурсия в краеведческий музей, мини- музеи в ДОУ, патриотический уголок в группе

Цель : закреплять представления детей о Великой Отечественной войне ; продолжать знакомство с воинами- героями, рассказ о подвигах наших земляков в Добринском районе,среди них Иван Михайлович Макаренков.

Экскурсия в библиотеку - выставка книг «Детям о войне » ;

Встреча с ветеранами и детьми войны ;

Экскурсия к памятникам, возложение цветов героям войны , погибшим в Великой Отечественной войне

Памятник в п. Плавица,

памятник в районном центре Добринка,

памятники областного города Липецк, России.

Наблюдения за изменениями в облике поселка, улицы, детского сада накануне праздника;

Посадка деревьев и кустарников

«Аллея славы» , «Сирень Победы » ;

Поисковая работа в кругу семьи – изготовление фотоальбома с использованием фото военных и послевоенных лет из семейных архивов;

фото –альбомы : «Города-герои» ,

«Военная техника и оружие» ;

Традиция в семьях покупать цветы и поздравлять ветеранов прямо на улицах города или поселка;

Консультация : «Как рассказать о Великой Отечественной войне »

Проектная деятельность :

«Песни с которыми мы победили » ;

«Дети –герои войны » ;

«Парад Победы » ;

«Мы помним и гордимся!» и др.

Видео-презентации

День Победы был , есть и должен оставаться самым святым праздником.

Ведь те, кто заплатил за него своей жизнью, дали нам возможность жить сейчас.

Мы обязаны помнить об этом всегда. Будем достойны своих дедов и прадедов!

Говоря о воспитании патриотизма , в первую очередь, мы заботимся о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нем, что он патриот и гражданин своей Родины.

Праздник 9 Мая - это праздник Великой Победы, которая останется навсегда в памяти любого русского человека! Великая Отечественная война явилась сложнейшим испытанием для народа нашей страны. Она оставила неизгладимый отпечаток в памяти испытавших её людей. Ни одну семью в нашей стране страшная война не обошла стороной, в каждой семье чтят память о тех, то не пожалел своей жизни ради мира, кто отважно сражался на фронте, кто поддерживал жизнь в тылу.

В наших силах сделать так, чтобы подвиги наших прадедов помнили и чтили будущие поколения.

Актуальность .

Великая Отечественная война – серьезное испытание для нашей страны, важное крупное событие ХХ века. Около 27 млн. солдат и мирных жителей потеряла в этом кровопролитном бою наша страна. Фашистами были полностью уничтожены сотни советских городов, сел, поселков, деревень, промышленных предприятий, железнодорожных путей, разграблено и разорено сельское хозяйство. Несмотря на это множество подвигов, было совершено обыкновенными русскими солдатами, которые, несмотря на тяжелые испытания, смогли противостоять врагу и победить.

В основу проекта положена система работы по приобретению знаний и ознакомлению школьников с историей России.

Патриотическое воспитание – одно из важнейших направлений в работе со школьниками на сегодняшний день. Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашей стране были чертой национального характера. К сожалению, в последнее время в обществе утрачены традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы на сегодняшний день очевидна. Патриотическая направленность Проекта обеспечивает воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия - великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.

Нравственная направленность Проекта обеспечивает воспитание уважения к традиционным ценностям: любовь и уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.

В этом году Россия отмечает 70-летите Победы в великой Отечественной войне. Это хорошая возможность рассказать детям, восполнить их дефицит информации о событиях давно минувших дней, привить любовь к Родине. Гордость за своих соотечественников, отдавших жизни на поле брани ради мира на Земле.

Проблема

Младшие школьники имеют очень скудные знания о героях Великой Отечественной Войны. Мы педагоги не должны упустить, а должны помочь дошкольникам воспитать у них чувство долга, чувство уважения к героическим защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, который подарил нам счастливую жизнь. Поэтому решили разработать и реализовать проект «Нашей Победе 70 лет!». Реализация этого проекта позволит задействовать различные виды детской деятельности.

Гипотеза:

В ходе реализации проекта у детей будут сформированы начальные представления о юбилейном празднике «Нашей Победе 70 лет!», о воинах, защищавших свою Родину, о тружениках тыла, о детях и животных, во время войны, о городах-Героях, о военной технике, о литературных произведениях, по

Цель проекта:

Воспитание патриотизма, чувства гордости за героический подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.

Задачи проекта:

1. Дать представление о значении Победы нашего народа в Великой Отечественной войне; познакомить с историческими фактами военных лет; обогатить представления дошкольников о мужестве, отваге, героизме народа.

2. Обогащать и развивать словарный запас детей через песни, стихотворения, монологи, диалоги о войне.

3. Познакомить с произведениями художественной литературы военных лет; создавать условия для самостоятельной познавательной деятельности.

4. Способствовать выражению полученных знаний через продуктивные виды деятельности.

5. Учить соблюдать ритуалы у памятников и обелисков, воспитывать уважение к памятным местам.

6. Воспитывать чувство гордости и уважения к родным и близким людям, принимавшим участие в сражениях за Родину.

7. Привлечь родителей к совместной деятельности

Участники проекта: педагоги ГБОУ школа № 465, учащиеся 1-4 классов и их родители.

Ожидаемый результат:

1. Расширится представление детей о подвигах нашего народа, о боевых событиях ВОВ, о наградах, о жизни народа в военное время, работе тыла;

2. Пополнится словарь, дети узнают произведения художественной литературы по военной тематике и песни военных лет.

3. Сформируется уважительное отношение у младших школьников к ветеранам ВОВ, желание заботиться о них.

4. Появится чувства гордости за стойкость и самоотверженность нашего народа в период Великой Отечественной войны.

Проект направлен на творческое, нравственно-патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста.

В основу проекта легли следующие принципы :

1. Принцип историзма: сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведений.

2. Принцип гуманизма: ориентация на высшие общечеловеческие понятия - любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.

3. Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого учащегося в процессе освоения знаний о Великой Отечественной войне с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.

4. Принцип интегрировнности: сотрудничество с семьей, с библиотекой, сочетание разных видов деятельности.

5. Принцип наглядности: изготовление ряда пособий, мультимедийных презентаций на основе исторического материала. Соблюдение требований к культуре показа презентаций.

Приемы и методы

1. Создать условия для возникновения мотивации: заинтересовать детей новой информацией о Великой Отечественной войне, о подвигах защитников Родины.

2. Поощрять желание детей использовать различные источники знаний.

3. Использовать в совместной деятельности с детьми партнерскую позицию: активно и эмоционально участвовать в обсуждении бесед, в создании проблемно-игровых ситуациях.

Место проведения проекта- ГБОУ школа № 465 .

Проект предусматривает проведение мероприятий в трех направлениях :

Совместная деятельность с детьми;

Совместная деятельность с педагогами;

Взаимодействие с родителями, с социумом.

1 этап – организационно-подготовительный – сбор информации, работа с методической литературой, создание развивающей предметно-пространственной среды, составление плана работы над проектом

Мероприятия:

Презентация проекта для педагогов. Обсуждение организации мероприятия 1 этапа;

Подборка наглядно-дидактического материала на тему ВОВ и солдатских будней.

Подбор художественных произведений для ознакомления школьников с ВОВ;

Разработка презентаций по теме;

Опрос родителей «Герои в нашей семье».

Подборка различных материалов для продуктивной деятельности детей

2 этап – основной - непосредственная реализация проекта по образовательным областям

Мероприятия:

Беседы с детьми, просмотры презентаций, чтение художественных произведений о ВОВ;

- «Хроника военных лет» (с использованием ИКТ);

- «Дети и животные войны» (с использованием ИКТ);

- «Тыл во время войны» (с использованием ИКТ);

- «Герои и подвиги»;

Оформление «Стены Славы» на третьем этаже;

Оформление на первом этаже «Аллеи Славы»;

Изготовление подарков для ветеранов;

Встреча с ветеранами ВОВ;

Смотр военной песни;

Совместная работа родителей и детей «Герой рядом с нами» (подбор материала и составление рассказов родителями совместно с детьми о родственниках, соседях, знакомых воевавших в годы ВОВ);

Чтение художественной литературы, посвящённой ВОВ

3 этап – заключительный - подведение результатов, презентация работы над проектом.

Мероприятия:

Участие в митинге к 70-летию Победы;

Участие в шествие «Бессмертный полк» по посёлку;

Выставка работ на 3 этаже

Предполагаемый результат проекта :

1. Пробуждение в детях интереса и уважения к истории России.

2. Привлечение к совместной работе родителей.

3. Расширены и систематизированы знания о Великой Отечественной войне.

4. Усвоен алгоритм создания проекта: постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов.

5. Сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, грамоты и др.) .

6. Понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека.

7. Оформление выставки детского творчества ко Дню Победы.

Качественные результаты:

Решение задач программы проекта будет способствовать формированию следующих личностных качества воспитанников (согласно целевых ориентиров ФГОС ДО) :

  • способность овладевать основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способный выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • способность обладать установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладающий чувством собственного достоинства;
  • активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
  • способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
  • достаточно хорошо владеть устной речью, способный выражать свои мысли и желания, который может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • способность к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
  • проявлять любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать;
  • обладает начальными знаниями о себе, о социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области истории.

Методы оценки эффективности

1. Беседы, опросы

2. Рассматривание семейных фотографий, документов

3. Поисковая деятельность

4. Анализ

5. Чтение книг

Ожидаемые результаты по окончанию реализации проекта:

Дети:

Повысится уровень осведомлённости младших школьников и их родителей об истории России в период Великой Отечественной войны.

Пополнится материалом о ВОВ патриотический уголок.

Дети будут иметь представления о военных профессиях, о родах войск армии РФ, об истории памятных мест, о военной технике.

Ознакомятся с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тематику.

Расширится словарный запас.

В процессе реализации проекта у младших школьников сформируются чувства привязанности, верности, чувства собственного достоинства, гордости за свою Родину.

Родители :

Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную исследовательскую проектную деятельность.

Педагог:

Осуществляет инновационную деятельность.

Повышает профессиональный уровень.

Пополняется методическая копилка (Фото, видео материалы, наработки и другой материал будет предлагаться для обмена опытом другим группам).

Методическое обеспечение .

1. Демонстрационный и дидактический материал.

2. Методическая литература

3. Конспект праздников, развлечений, занятий.

4. Материально-техническое: мультимедийный проектор, презентации, наборы для художественной деятельности, наборы для творчества.

Перспективы дальнейшего развития

Реализация материалов данного проекта в рамках других тем (День Независимости России, День согласия и примирения, День защитника Отечества) с целью формирования у детей чувства гражданственности и патриотизма через ознакомление с историей России. Продолжение сбора материалов для возможности участия большего количества семей.

Предполагаемые конечные результаты.

В ходе реализации проекта планируется достичь следующих результатов:

1. Достижение цели - пробудить интерес подрастающего поколения к героям и событиям Великой Отечественной Войны;

2. Развитие и становление патриотического самосознания учащихся станут главной целью патриотического воспитания современных детей;

3. Закрепление сведений о героях в памяти учащихся, с помощью сочинений-писем, которые ученики адресуют своим героям;

4. Повышение уровня грамотности среди учащихся;

5. Приобретение учащимися навыков самостоятельного сбора информации из разных источников;

6. Развитие личности учащихся путем прививания чувств благодарности и сопереживания своим героическим сверстникам

Таким образом, основным результатом проекта будет являться достижение поставленной заранее цели, которая заключалась в том, чтобы помочь новому поколению получить и сохранить бесценное наследие своего героического народа. Каждый человек, живущий в этой великой стране, должен помнить тех, кто подарил им этот прекрасный, солнечный и мирный день. Тех, кто отдал свои еще не начавшиеся жизни за великое дело – борьбу с мировым злом в лице фашизма. Подвиги героев по праву близки и небезразличны молодому поколению, они будут служить для нас примером стойкости, мужества, чувства великого долга перед своим народом, примером настоящего Человека.

В конце проекта организована выставка военной техники (1 класс и 3 класс), панорама городов-Героев (2 класс), отреставрирован «старый» макет самолёт (3 класс), нарисован праздничный салют (4 класс).


Проект Департамента образования города Москвы, посвящённый 70-й годовщине Победы, – видеокнига «Сашка» по одноимённой повести Вячеслава Кондратьева – позволит вспомнить историю великой войны. В записи видеокниги принимали участие ученики, учителя, ветераны.

Информационный ресурс «Я порохом пропахнувшие строки из-под обстрела вынес на руках…»

Городской методический центр Департамента образования города Москвы представляет новый информационный образовательный ресурс для учеников и учителей «Я порохом пропахнувшие строки из-под обстрела вынес на руках…». Создание ресурса приурочено к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Ресурс представляет собой собрание стилизованных архивных карточек, содержащих краткую биографическую информацию о писателях и поэтах-фронтовиках. Информация касается только страниц военного прошлого, рассказывает о боевых наградах, а также содержит ссылки на художественные произведения, посвящённые Великой Отечественной войне. Следуя по интерактивным ссылкам, можно ознакомиться с текстами произведений.
В школе изучается лишь небольшой перечень произведений о войне, и только избранные имена поэтов и писателей звучат на уроках. Ресурс «Я порохом пропахнувшие строки из-под обстрела вынес на руках…» призван предложить расширенный список имен, показать современным школьникам «лейтенантскую прозу» и фронтовую поэзию как уникальное явление в русской культуре, положившее основу особой литературной традиции – в художественном переосмыслении излагать «окопную правду». Электронный формат, простота и удобство пользования ресурсом делают его доступным для широкой аудитории.

70 лет Великой Победе... во имя жизни на Земле

9 мая 2015 года исполняется 70 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Эта дата является одной из самых значимых в истории нашей страны: она положила конец тяжёлому периоду военного лихолетья, унесшему жизни миллионов людей и покалечившему судьбы нескольких поколений… Вклад советских граждан в завоевание Великой Победы был поистине решающим и неоценимым!

Методистами Городского методического центра подготовлен юбилейный урок, посвящённый этой знаменательной дате. Он представляет собой содержательный учебно-информационный ресурс, в котором раскрываются знаменитые страницы истории Великой Отечественной войны.

Москва в огненные годы

Битва за Москву является одной из самых масштабных во Второй мировой войне. На защиту столицы выступила вся страна: войска Красной армии, отряды народного ополчения, партизаны и местные жители. Те, кто непосредственно не принимал участия в сражениях, самоотверженно трудились на заводах и фабриках.

На полях Подмосковья немецкой армии было нанесено первое крупное поражение во Второй мировой войне, развеян миф о её непобедимости. Указом Президиума Верховного совета СССР от 8 мая 1965 года: «За выдающиеся заслуги перед Родиной, массовый героизм, мужество и стойкость, проявленные трудящимися Союза Советских Социалистических Республик города Москвы в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и в ознаменование 20-летия победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. присвоить городу Москве почетное звание «Город-герой» с вручением Ордена Ленина и медали «Золотая звезда».

70 лет со дня подвига Д.М. Карбышева

Дмитрий Михайлович Карбышев родился 26 октября 1880 года в Омске, в семье потомственного военного, и карьера его была предрешена. Он заканчивает кадетский корпус, военно-инженерное училище и в чине подпоручика отправляется на восточные рубежи, в Манчжурию, где и застала его русско-японская война, за участие в которой он был награжден пятью боевыми орденами и тремя медалями, что является подтверждением личной отваги.

8 августа 1941 года генерал-лейтенант Карбышев был тяжело контужен в бою у реки Днепр и в бессознательном состоянии попал в плен. С этого момента и до 1945 года в его личном деле будет значиться короткая фраза: «Пропал без вести». 18 февраля генерал Карбышев трагически погиб, и его последние слова были обращены к тем, кто разделял вместе с ним страшную участь: «Бодрей, товарищи! Думайте о Родине, и мужество не покинет вас!».

Вклад спортсменов в Победу

Во время трагических событий Великой Отечественной войны спортивные традиции в Советском Союзе не угасли. В годы войны спортивные мероприятия и соревнования продолжали проводиться не только в Москве и Ленинграде, но и в других городах СССР. За период войны было установлено 180 всесоюзных рекордов. Это было очень важно для людей – ведь спортивные победы поднимали дух народа, укрепляли веру людей в победу над фашизмом. Наши спортсмены принимали участие в международных соревнованиях, одерживая такие важные и значимые победы. Из спортсменов-добровольцев была сформирована Отдельная мотострелковая бригада особого назначения – ОМСБОН. Хорошо обученные и физически подготовленные спортсмены становились членами разведывательных отрядов, пополняли ряды Красной армии и флота. А известнейшие мастера спорта – динамовцы – стали инициаторами патриотического движения «тысячников», обязавшись подготовить по тысяче бойцов каждый. Узнать все подробности об истории спорта и спортсменах-героях непростого военного времени вы сможете, познакомившись с нашим новым юбилейным уроком.

  • Сбор и первичная обработка материалов для видеопроекта «70 лет Великой Победы»
  • Особенности экономического развития СССР в годы Великой Отечественной войны
  • Файл и файловая система Windows. Техника Великой Отечественной войны

В Городском конкурсе научно-исследовательских мультимедийных проектов «История моей семьи в истории России», который в 2015 году прошел в шестой раз, приняли участие 510 школьников из 136 образовательных организаций. Обучающиеся представили множество интересных проектов, получивших дипломы призёров и победителей.
Другое мероприятие, Городской конкурс молодёжных проектов по декоративно-прикладному и техническому творчеству «Салют Победы», также привлек большое внимание. «Салют Победы» приурочен к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Конкурс направлен на формирование активной гражданско-патриотической позиции молодёжи, развитие навыков конструктивного мышления, изучение и внедрение новых образовательных технологий; изучение истории и реконструкцию военных действий на полях сражений Великой Отечественной войны. Около 90 макетов составили диораму военных действий Второй Мировой войны против фашистских захватчиков. В конкурсе приняли участие 216 школьников, 157 из которых получили Дипломы победителей, остальные участники стали призёрами Конкурса.

Трансляция

С начала С конца

Не обновлять Обновлять

Мы заканчиваем онлайн-трансляцию празднования 9 Мая. Читайте наш материал о Дне Победы в цифрах и фактах.

Итак, по Красной площади прошли не только исторические, но и новейшие перспективные образцы военной техники, в том числе танки Т-14 «Армата», БМП «Курганец» и БТР «Бумеранг», бронеавтомобили «Тигр» и «Тайфун». В параде традиционно участвовали и оперативно-тактические, зенитные и стратегические ракетные комплексы — «Искандер», С-400 «Триумф», «Ярс» — и самоходки. Зрителям показали и новейшие установки «Коалиция-СВ». Над площадью пролетели участники пилотажной группы «Беркуты», группа стратегического бомбардировщика Ту-95, сверхзвуковые стратегические бомбардировщики Ту-95 и бомбардировщик Ту-160 («Белый лебедь»). Также зрители увидели Су-27, Су-35, Су-30, МиГ-31, МиГ-29СМТ, Су-34, пилотажные группы «Стрижи» и «Русские витязи».

«Вообще: на подобных мероприятиях организация безопасности, приема, помощи всегда на высшем уровне, — рассказывает корреспондент «Газеты.Ru» Валерий Волков. — Сотрудники служб безопасности вежливы и отзывчивы, медики оперативны и добры, полицейские шутят, военные улыбаются. Если кому-то из гостей требуется помощь, он мгновенно ее получает. Любую — совет, в какую сторону лучше выходить с площади, «скорую», если не дай бог стало плохо, руку поддержки молодых волонтеров, дежурящих все мероприятие, чтобы опереться спускаясь с трибун. Ветеранам дарят цветы, с ними фотографируются, их поздравляют и благодарят. Вот бы так каждый день в жизни, а не только на Красной площади 9 мая...»

Для любителей цифр. По Красной площади прошло 16,5 тыс. солдат, проехали 194 единицы техники и пролетели 143 самолета. На параде присутствовали 2,3 тыс. ветеранов Великой Отечественной войны. В параде приняли участие десять расчетов вооруженных сил стран — участниц СНГ и дружественных государств. Среди них Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Индия, Монголия, Сербия и Китай. В целом в парадах примерно в 30 городах России задействовано почти 85 тыс. российских военнослужащих. На 70-летний юбилей Победы приглашения получили 68 зарубежных лидеров, однако из-за кризиса на Украине всего около 30 глав государств и правительств зарубежных стран и руководителей международных организаций приняли участие в торжественных мероприятиях. В основном азиатские, африканские лидеры и союзники Москвы из СНГ.

После церемонии лидеры иностранных государств прогуливаются по Александровскому саду. Во главе шествия Путин, Назарбаев и Си Цзиньпин.

Начинается церемония возложения венков, в которой помимо Владимира Путина принимают участие лидеры иностранных государств, приехавшие в Москву. Вновь исполняется Государственный гимн России.

Путин и Шойгу, оживленно беседуя, покидают Красную площадь и направляются в сторону Могилы Неизвестного Солдата.

К вопросу о Шойгу, перекрестившемся перед парадом. Вот что сам будущий министр обороны рассказывал в интервью газете «Время новостей»: «А крещен я за границей. В пятилетнем возрасте в городе Стаханове. Сейчас это незалежная Украина». Интересные совпадения.

«Фантастическая слаженность, — подводит итог парада корреспондент «Газеты.Ru» Валерий Волков. — Всем участникам и ответственным надо медаль и премию. Динамика, скорость, точность. Достойно».

Под музыку песни «День Победы» сводный оркестр покидает Красную площадь — парад подходит к концу, но мы не прощаемся с вами, продолжаем трансляцию.

Парад завершается исполнением песни «Мы — армия народа».

Всего 143 самолета пролетит над Красной площадью.

Начинается воздушная часть парада. За штурвалом первого из самолетов — главнокомандующий ВВС Виктор Бондарев.

В некоторых городах России празднование приходит не без инцидентов.

В Чите ЗРК «Бук» загорелся во время парада Победы на площади Ленина. После тушения возгорания к установке подъехал военный грузовик который увёз её на прицепе. На некоторых кадрах парада в Москве также виден густой дым от загоревшегося склада на северо-востоке столицы по адресу Сельскохозяйственная улица.

Кроме того в Москве силовики разгромили альтернативную выставку «Мы победили» группы «Синий всадник» в художественной галерее С-Арт в Москве, пожаловались ее организаторы. В репортаже РЕН-ТВ говорилось, что на «нацистской» выставке «втоптаны в грязь святые символы Великой Победы».

А вчера в Ростове-на-Дону обрушилась часть мемориала Павшим воинам на площади Карла Маркс во время возложения цветов к Вечному огню армянской делегацией. Кусок памятника чудом не задел 15-летнюю учащуюся гимназии №19 Первомайского района.

«С дикой скоростью идет техника, — передает корреспондент «Газеты.Ru». — Динамика этого парада принципиально другая».

Началось прохождение боевой техники.

«Последние части. Оранжевые береты — МЧС. И тоже отлично идут — гордо, легко».

«И потрясающе прошли воздушные десантники. Им даже хлопают».

«Китайцы превзошли всех по, так сказать, «синхронизации ног», — пишет корреспондент «Газеты.Ru» Валерий Волков. — Фантастическая слаженность. Но точно не хуже прошли наши морпехи. Гордо, четко и красиво».

Украинские власти отказались от масштабного празднования 9 мая из-за войны на востоке страны. Вместо этого в Киеве пытаются скрестить исторические традиции. В России деятельность УПА официально запрещена.

Кстати говоря, дед другого корреспондента «Газеты.Ru», сам участник войны, говорил, что парад — одна из самых тяжелых обязанностей военных, мы видим в нем красивую церемонию, но многие не выдерживали и падали в обморок на репетиции или прямо во время действа.

«Они однозначно все идут быстрее, чем всегда, — уверен корреспондент «Газеты.Ru» Валерий Волков. — Прямо марш на пределе. Видимо, из-за количества военных и новых элементов парада им всем шаг ускорили».

Красочные индийские гренадеры проходят под мелодию «Катюши».

Идут полки иностранных государств. Сразу после азербайджанцев армяне, интересное сближение. За ними белорусы — видимо, а алфавитном порядке.

Несмотря на то что Путин не смог удержаться и все-таки упомянул под конец про попытки построить однополярный мир, в целом речь оказалась выдержанная, корректная и достойная. Завершил правильно. О тех, кого нет с нами. Все встали. Минута молчания, стук метронома.

Интересно, что Путин, похоже, ни разу не упомянул слово «фашизм», давно закрепившееся в отечественной историографии, только «нацизм».

Перечисляет президент и военнослужащих тех стран, которые сегодня вместе с российскими военными пройдут по Красной площади. Среди них солдаты Белоруссии, Армении, Киргизии, Сербии, Китая, Индии. Отмечает заслуги каждой из этих стран, в частности, подчеркивает, что через Китай, который так же, как и Россия, потерял в этой войне миллионы жизней, проходила основная линия борьбы с милитаризмом. О том, что мы все чаще будем сравнивать себя с Китаем именно в военном контексте, накануне колумнист «Газеты.Ru» Федор Лукьянов.

Впрочем, вспоминает Путин и союзников, благодарит народы США и Великобритании.

Путин начинает с места в карьер — с упоминания о том, что «просвещенная Европа» не сразу увидела угрозу в идеях фашизма и расового превосходства. И сегодня ситуация, по словам Путина, «вновь взывает к нашей бдительности».

Пока говорит российский президент, стоит отметить, что в Киеве ожидаемо жестко настроены по отношению к параду. «Армия агрессора будет греметь своей смертельной мощью на весь мир. Некоторые из подразделений всего несколько дней назад были в Донецке и появятся на военном параде в Москве», — сказал президент Украины Петр Порошенко в ходе дискуссии «Последствия Второй мировой войны через 70 лет» в польском Гданьске (Польша).

Начинается речь президента России, главнокомандующего российских вооруженных сил Владимира Путина.

Пока глава военного ведомства объезжает парадные строи, поздравляя их с 70-й годовщиной Победы, скажем, что в параде на Красной площади сегодня примут участие более 16 тыс. человек, пролетят 143 самолета, проедут 194 единицы боевой техники.

«Визуально складывается впечатление, что ветеранов намного меньше, чем год назад, — передает Валерий Волков, корреспондент «Газеты.Ru». — На прошлогоднем параде было еще множество пожилых лиц, старики в медалях и со слезами в глазах. Ныне — множество сотрудников администрации президента, члены правительства, прямо перед началом деловой походкой прошествовал Никита Михалков. Для него оперативно нашлось место, хотя мест на трибунах явно меньше, чем гостей. К 10 часам еле расселись».

Парад начинается под музыку песни «Священная война»: на Красную площадь вносят Знамя Победы и российский триколор.

Подготовка к параду началась в ноябре 2014 года. В конце марта в подмосковном Алабино прошла первая репетиция парада. Репетиции шли до последних дней: еще 7 мая над центром Москвы пролетали самолеты.

Парад начинается!

Парад Победы был проведен 24 июня 1945 года, но следующий парад состоялся только 20 лет спустя, в 1965 году, когда был возвращен праздник Дня Победы и нерабочий день, и с тех пор, вплоть до 1990 года, проводился каждые пять лет, за исключением 1975 года. В 1995 году, в день 50-летия Победы, состоялся первый российский парад, причем прошел он на Поклонной горе (тогда строили Манежку, опасались, что под техникой грунт провалится). С 1996 года парады возобновились на Красной площади, в 1996 году Мавзолей в последний раз был использован в качестве трибуны. С тех пор парады проводятся каждый год.

Кого приглашать из так называемых уважаемых людей — деятелей культуры, спортсменов, - всегда решалось в Кремле. На нынешний парад, по информации «Газеты.Ru», помимо вышеупомянутых «Ночных волков» пригласили Владимира Этуша, Элину Быстрицкую, Илью Глазунова, Зураба Церетели. Также пригласительное направили экс-президенту СССР Михаилу Горбачеву.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков говорил, что на параде будет 2300 ветеранов. Впрочем, источник, знакомый с системой распределения пригласительных, рассказал, что для ветеранов, которых хотел пригласить на парад премьер Дмитрий Медведев, — речь идет о тех участниках ВОВ, с которыми глава кабмина встречался в этом году, - билетов не нашлось. По мнению собеседника «Газеты.Ru», причина отказа - в бардаке, которым сопровождалось распределение пригласительных.

По словам еще одного информированного собеседника, сильно пострадало в плане получения билетов правительство: заместители министров, говорит он, чуть ли не выстраивались в очередь за билетами. Между тем раньше замам министров получить приглашение было несложно. Вообще, квоты на кабмин, как правило, таковы: билеты получают все министры, глава аппарата правительства, его заместители и руководители правительственных департаментов. На сей раз главам департаментов пригласительных не выдали. Ограничения коснулись и мэрии: по словам источника, знакомого с ситуацией, протокол Сергея Собянина не попадает на парад, хотя в неюбилейные годы все было ровно наоборот. Зато не урезали парламентскую квоту: приглашения выделили на всех депутатов Госдумы и всех членов Совета Федерации. Обделили, правда, думский аппарат: вместо традиционных пятидесяти пригласительных выделили всего два.

Кстати, о приглашенных. По информации «Газеты.Ru», в этом году раздачу пригласительных на парад полностью взяла под свой контроль администрация президента. Мэрия, через которую обычно распространяется часть пригласительных для ветеранов, на сей раз задействована не была. Источник, знакомый с ходом подготовки к параду, утверждает, что была ограничена возможность получить приглашение «разного рода бюрократическим структурам» в пользу ветеранов и молодежи. Несколько чиновников средней руки пожаловались «Газете.Ru», что им не удалось получить пригласительные на парад, хотя в предыдущие годы это было легко.

«А вот и «Ночные волки», — передает корреспондент «Газеты.Ru». — Двое. Полицейские узнали их сразу. Но чтобы никто другой тоже не спутал, сзади на куртках еще и написано «ночные волки». Но рамки безопасности все равно пришлось проходить на общих основаниях, снимая с пояса и вынимая из карманов все, что звенело. У них левая трибуна. Та, что ближе к Историческому музею».

Сегодня — тот редкий случай, когда нет припаркованных машин у зданий администрации президента, ни на Старой площади, ни на улице Ильинка, упирающейся прямо в Красную площадь. Некоторым, правда, повезло: гордый белый Range Rover, автомобиль Следственного комитета и еще несколько машин с мигалками примостились на Биржевой площади и в Ветошном переулке, что у ГУМа.

«У некоторых георгиевские ленточки превратились в георгиевские флаги и развевались из окон машин, — рассказывает наш корреспондент. — Девушки совмещали 12-сантиметровые шпильки явно выходного вида на ногах с пилотками на голове. Ближе к главному месту события — Красной площади — встречалось все больше деловых людей в костюмах и пожилых людей в медалях и орденах. В основном это уже были гости парада с приглашениями».

«Уже в восемь часов утра центр Москвы был полон людьми, собравшимися посмотреть на прохождение техники на парад, — передает корреспондент «Газеты.Ru» Валерий Волков, который направляется на Красную площадь. — Дети и взрослые в пилотках, продавцы красных гвоздик в метро, которых не гоняли милиционеры и у которых образовалась очередь из желающих купить цветы. Толпы людей разных поколений и национальностей на Пушкинской площади и Тверской улице, продавцы флагов с российским триколором и молодежь уже с красными флагами в руках, на которых написано «День Победы». Это утро для столицы началось необычайно рано».

Доброе утро, дорогие читатели. Поздравляем вас с праздником Победы.

Время неумолимо движется вперед, оставляя позади великие события в жизни народов. Невольно вспоминаются слова из песни: «А годы летят, наши годы летят, и некогда нам оглянуться назад». Но есть события, которые постоянно помнишь, постоянно возвращаешься к ним, чтобы их достойно отметить. Одним из таких великих событий является День Победы в Великой Отечественной войне, которому в мае 2015 года исполняется 70 лет. Это событие всемирно-исторического значения. И сколько бы ни прошло столетий, тысячелетий, это событие останется навсегда в памяти народов. Величие победы в войне 1941-1945 годов признано многими народами мира, поскольку это день освобождения народов от порабощения и уничтожения. Украинские националисты называют Великую Отечественную войну Второй мировой войной. Это два различных понятия, хотя Великая Отечественная война входит в понятие Вторая мировая война, являясь важнейшей и решающей ее составной частью.

Вторая мировая война является войной империалистической, ее породила капиталистическая система хозяйствования. Она возникла в условиях общего кризиса капитализма. Это борьба капиталистических монополий за передел мира, за источники сырья, рынки сбыта продукции и сферы приложения капитала. Великая Отечественная война - это война советского народа против немецко-фашистских захватчиков, за освобождение порабощенных народов. Это война великая по своим масштабам, по количеству участия воинских подразделений, военной техники, использованию материальных ресурсов. Линия фронта зигзагообразно составляла 6 тысяч километров, от Белого до Черного морей. Такого еще не знала. Более 10-ти миллионов солдат и офицеров с одной и с другой стороны участвовало в сражениях. Великая Отечественная война является великой по своим целям и задачам. Основная цель - это не только полное изгнание захватчиков из социалистической Родины, но и освобождение порабощенных народов Европы. Это интернациональный долг советского народа. Советский народ, его вооруженные силы в этой ожесточенной борьбе с немецко-фашистскими захватчиками продемонстрировали гуманизм и человечность к освобожденным народам Европы, глубокое уважение к ним, бережным отношением к их материальным и культурным ценностям.

Советские войска освободили от немецкой оккупации 11 государств Европы, в том числе Польшу, Чехословакию, Румынию, Венгрию, Болгарию, Югославию, Австрию.

Все социалистическое Отечество, все народы союзных республик, вся молодежь участвовали в этой жестокой кровопролитной войне. И поэтому эта война называется Отечественной.

1418 дней и ночей длилась беспримерная битва советского народа и его вооруженных сил с фашистской Германией.

Против Советского Союза воевали не только фашистская Германия, но и почти все страны Европы, порабощенные Германией, использовались их экономические и военные ресурсы. Только из 6 оккупированных стран Европы было вывезено вооружение 180 дивизий, в том числе 4930 танков и бронетранспортеров, 2000 самолетов, захвачены громадные запасы металла, стратегического сырья, металлургические и военные заводы. Вместе с немецкими войсками против советских воинов воевали соединения и части румынские, венгерские, испанские, голландские, итальянские, чехословацкие, финские, норвежские и других стран Европы. Участие стран Европы в войне против СССР Гитлер назвал настоящим европейским крестовым походом.

Первые два года войны для советских войск были неблагоприятными: в основном велись оборонительные операции, имелись неудачи в сражениях, потери воинских подразделений, с боями отступали.

Эти неудачи и потери советских войск объясняются следующими факторами. Во-первых, немецкие войска к моменту нападения на Советский Союз имели трехлетний опыт войны и отмобилизованные вооруженные силы. Во-вторых, к началу войны Германия имела преимущество в техническом оснащении войск новым вооружением (танками, самолетами, артиллерией, стрелковым ). Советский Союз только приступил к выпуску новых видов вооружения. Были разработаны и запущены в производство новые образцы танков, самолетов, артиллерийского и стрелкового оружия. В-третьих, отсутствие второго фронта в Европе позволило немецкому командованию сосредоточить основные военные силы против Советского Союза. В-четвертых, имели место просчеты в оценке возможного времени нападения гитлеровской Германии на СССР и связанные с этим упущения в подготовке к отражению немецких войск в первые дни войны. Все эти недостатки в первые годы войны привели к тому, что советские войска оказавшись в неравных условиях, героически сражаясь с сильным врагом, отступали. Победы в главных битвах под Москвой и Сталинградом - крупные поражения гитлеровской Германии. В результате был достигнут сначала коренной поворот в ходе войны, а затем, после исторической победы под Курском, и коренной перелом. Победа под Курском продемонстрировала возросшее могущество советской страны и ее вооруженных сил.

Победа над фашистской Германией и ее союзниками была одержана совместными усилиями государств антигитлеровской коалиции. Но Советский Союз сыграл решающую роль в разгроме гитлеровской Германии. Премьер-министр Великобритании У. Черчилль отмечал, что «именно Красная Армия выпустила кишки из германской военной машины». А американский генерал Д. Маршалл писал: «Без успешных действий Красной Армии американские войска были бы не в состоянии противостоять агрессору, и война была бы перенесена на американский континент».

Победа советского народа и его вооруженных сил над фашистской Германией досталась высокой ценой - 27 миллионов советских людей отдали свою жизнь за свободу и независимость Родины, в том числе почти 10 миллионов на фронтах войны. Победа советского народа в Великой Отечественной войне вполне закономерна. Она убедительно показала великие преимущества социалистического строя, государственной собственности на средства производства над капитализмом, капиталистической системой хозяйствования, основанной на частной собственности и рыночной экономике. Благодаря общественному государственному строю оказалась возможность привлечь трудовые и материальные ресурсы на борьбу с немецкими захватчиками. Но главным фактором победы в годы войны является огромная духовная мощь советских людей, основанная на социалистической системе воспитания, на созданных социалистических условиях жизни. Начиная с детского садика, детей воспитывали в духе дружбы, любви, взаимопомощи к друг другу, уважения к старшим товарищам, любви к Родине. Сначала октябренок, пионер, затем комсомолец, коммунист. Это идеологическая система воспитания молодежи. Она воспитывала в молодежи идеологический, моральный дух преданности советской Родине, к дружбе, взаимопомощи, интернационализму, к высокой нравственности.

Поэтому не случайно многие славные героические подвиги в годы войны были совершены пионерами, комсомольцами и коммунистами, что является ярким примером советского патриотизма, беззаветной верности молодежи социалистической Родине. К концу войны каждый четвертый воин был коммунистом. Коммунисты сами совершали подвиги и вели своих товарищей к героическим свершениям. В годы Великой Отечественной войны массовый героизм молодежи на фронте был постоянным событием. Тысячи славных советских воинов совершили замечательные подвиги во имя Родины, во имя победы над врагом. Более 300 раз в годы войны был повторен бессмертный подвиг пехотинцев А. К. Панкратова, В. В. Васильковского, А. М. Матросова, которые своей грудью закрывали строчащие пулеметы врага. По примеру капитана Гастелло более 500 раз пилоты повторили огневой наземный таран. Совершено более 600 воздушных таранов и множество других безымянных героических подвигов.

Немецкий фельдмаршал Эвальд фон Клейст дал высокую оценку Красной Армии: «Эти люди с самого начала были первоклассными бойцами… Приобретя опыт, они стали первоклассными солдатами. Они сражались яростно, имели потрясающую выносливость и могли обходиться без множества вещей, которые солдаты других армий посчитали бы жизненно необходимыми». Военная победа Советского Союза была достигнута доблестными вооруженными силами их высокой организацией и военным искусством.

Маршал Советского Союза А. М. Василевский отмечал: «Победа над гитлеровской армией знаменовала собой превосходство советской науки, военного искусства над буржуазной военной наукой и военным искусством».

Красная Армия являясь армией социалистического государства, крепкими узами связана со своим народом и опиралась на передовую социалистическую экономику. Красная Армия состояла из сыновей трудового народа. Она защищала свободу и независимость своего Отечества, сражалась за освобождение оккупированных немецкими захватчиками территорий.

В Великой Отечественной войне победило советское военное искусство, которым обладали военные кадры, в плеяде которых были замечательные полководцы и видные военачальники: Г.К. Жуков, А.М. Василевский, К.К. Рокоссовский, И.С. Конев, Р.Я. Малиновский, Ф.И. Толбухин, К.А. Мерецков, Л.А. Говоров, Н.Ф. Ватутин, С.К. Тимошенко, И.Д. Черняховский, И.Х. Баграмян, Н.Г. Кузнецов, Б.М. Шапошников, А.И. Антонов, А.И. Еременко, И.Е. Петров, А.Г. Кравченко и многие другие. На протяжении всей войны советскими фронтами твердо и умело руководил Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами СССР И.В. Сталин.

Важное значение в достижении победы над немецко-фашистскими захватчиками имело движение партизан и подпольщиков на оккупированной территории. По своим масштабам, политическим и военным результатам партизанская и подпольная борьба, а также массовое сопротивление населения всем мероприятиям немецких оккупантов в их тылу приобрело стратегическое значение и превратилось в один из важнейших факторов разгрома вражеского нашествия. Советские партизаны и подпольщики за время войны нанесли фашистской армии огромный урон в живой силе. Они уничтожили, ранили и пленили свыше 1,6 млн. солдат и офицеров вермахта, военно-строительных организаций, немецких чиновников оккупационной администрации, военных железнодорожников. За доблесть и мужество в борьбе против фашистских захватчиков 234 партизана и подпольщика были удостоены высокого звания Героя Советского Союза.

Большой вклад в великую победу над врагом внесли труженики тыла. Перед лицом смертельной опасности социалистическое общество сплотилось воедино, в нем не было никаких внутренних разделительных границ - политических, социальных, национальных, религиозных. В тылу шла напряженная и самоотверженная борьба за металл, военную технику, за хлеб. «Все для фронта, все для победы!» - таков был девиз тружеников тыла.

Усилиями советских людей восточные районы страны были превращены в главную военно-экономическую базу страны, где уже в июле 1942 года производилось 76% всей военной продукции. За станками были не только кадровые рабочие, но и мальчишки и девчонки, вчерашние домохозяйки - каждый вносил посильный вклад в дело победы. Пламенный советский патриотизм и героизм тружеников тыла породил такие могучие стимулы, как социалистическое соревнование.

Оно явилось средством развития общественной активности и сознательности, самодеятельности и творчества трудящихся. Оно способствовало воспитанию высоких моральных качеств - инициативности, принципиальности, смелости, требовательности, трудолюбия, бережливости. Соревнование создало патриотические движения фронтовых комсомольско-молодежных бригад, которые повышали производительность труда, перевыполняли планы с меньшим числом рабочих. Большой вклад в победу внесли ученые, конструкторы. Они усовершенствовали и модернизировали самолеты, авиационные моторы, танки, артиллерийское и стрелковое вооружение, боеприпасы, создавали новую боевую технику и оружие, участвовали в разработке и внедрении новых методов технологии военного производства.

В условиях предельного напряжения сил требовалась надлежащая система организации, управления и идеологического обеспечения. Стержнем этой системы была Коммунистическая партия, которая по своим убеждениям считавшая делом долга и чести быть на передовом крае в решении задач коллективов и в целом страны. В этом был важнейший залог победы в Великой Отечественной войне. Если бы не победа советского народа и его вооруженных сил в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., то не было бы не то что Украины, как соборного независимого государства, но и украинской нации как этноисторической общности. Благодаря великой победе стало возможным освобождение западно-украинских земель от польских, австро-венгерских и других поработителей и объединение в единое соборное государство Украина.

Поэтому, когда сегодня националисты разных мастей выступают с заявлениями не о об освобождении Украины от немецкого порабощения, а о советской оккупации, это является кощунством, цинизмом, националистическим бредом. А ярый защитник бандеровщины, экс-президент В. Ющенко, пошел еще дальше - он организовал музей «советской оккупации». Необходимо напомнить, что при освобождении Украины от немецко-фашистских оккупантов в советских войсках находилось 70% украинцев наряду с другими национальностями. При освобождении Украины армиями, дивизиями, полками руководили такие выдающиеся военоначальники-украинцы, как И. Черняховский, М. Кирпонос, С. Рыбалко, А. Кравченко, К. Москаленко, И. Кожедуб, Г. Береговой, П. Покрышкин, П. Жмаченко, А. Федоров, С. Ковпак, В. Петров и многие другие. Как можно при этом говорить о какой-то советской оккупации Украины? Искажение исторической правды, очернение советского прошлого, фашизация Украины идет полным ходом - запрещаются действия Коммунистической партии, День Победы объявляется не как праздник победившего народа, а как день скорби, сносятся памятники В.И. Ленину, воинам-освободителям, в ход идут провокации, шантаж, информационная блокада, захваты и разрушение помещений коммунистической партии, осуществляются погромы протестующих против действий пособников фашизма, прославляются Бандера и Шухевич, которые верно служили фашистской Германии.

Национализм - это нетерпимость, ненависть и физическое насилие к другим нациям. По этому пути идут и некоторые «доктора исторических наук», которые искажают правду истории, освещают в черных красках советское прошлое, опошляют полководцев Советской Армии. Среди этих «историков» активное участие принимают С. Кульчицкий и Ю. Шаповал. Последний в своей статье в газете «Зеркало недели» в два с лишним раза уменьшил потери фашистской Германии в войне и значительно увеличил потери Советского Союза… В действительности Советский Союз понес большие потери - 27 миллионов человек, Германия в абсолютных цифрах меньше - 13,6 миллионов человек, но в относительном отношении эти потери составляют соответственно 14% и 20%, т. е. Германия относительно понесла значительно большие потери, чем СССР. Кроме того, Германия была полностью разрушена бомбардировочной авиацией. На основании абсолютных потерь Советского Союза ярые националисты и некоторые «деятели» делают вывод, что победы не было - много погибло людей. Но защита Отечества является священным долгом советского гражданина, и никакие потери в людях не могут затмить победу, одержанную в результате борьбы за свободу и независимость Отечества. А вот во имя чего понесла большие потери в людях фашистская Германия? Об этом «доктора исторических наук» не говорят. А надо бы. Фашистская Германия вела захватническую, поработительскую войну.

Поэтому ее главные руководители, согласно международному Нюрнбергскому суду, были казнены. Общепризнанным методологическим требованием к исторической науке является ее правдивость и объективность, А не подчинение субъективным интересам той или иной политики и идеологии.

Справедливо назвал этих «докторов исторических наук» журналист С. Лозунько - «хакерами от истории». Они сознание народов пытаются перекодировать посредством внедрения «исторических вирусов» - искажения фактов, фальшивых теорий, надуманных трактовок. Фальсификаторы всех мастей пытаются «переосмыслить», уценить и обессмыслить великую победу 1945 года. А. Пушкин писал, что «уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости. Гордиться славою своих предков не только можно, но и нужно». Интересы бережного отношения к великой победе, к памяти тех, кто отдал свою жизнь во имя избавления от фашизма, несовместимы с фактами фальсификации истории войны, с фактами надругательства над памятниками воинам-освободителям, фактами, когда искусственно насаждаются раздоры среди народов, совместно сражавшимися против гитлеризма.

Памятники воинам-освободителям были установлены не только на территории Советского Союза, но и в странах, освобожденных Советской Армией от немецкого фашизма (Австрии, Болгарии, Венгрии, Норвегии Румынии, Чехословакии, Югославии). В Берлине 8 мая 1949 года в ознаменование героического подвига советских воинов-освободителей на вершине насыпного холма расположен памятный зал, над которым возвышается 13-метровая бронзовая фигура воина-освободителя: советский солдат левой рукой прижимает к себе спасенного ребенка, а в правой держит меч, острием упирающийся в разрубленную фашистскую свастику. Этот памятник свято чтит и бережет немецкий народ, освобожденный от фашизма. В Германии фашизм как политическое течение и идеология запрещен на государственном уровне.

Важнейшим итогом Великой Отечественной войны как основной составной части Второй мировой войны является разгром фашистской Германии и милитаристской Японии и освобождение народов Советского Союза, Европы и Азии от порабощения этими агрессивными странами. Разгром фашистской коалиции поднял на новую ступень национально-освободительную борьбу порабощенных народов (в Индии, Бирме, Цейлоне, Филиппинах, Камбодже, Лаосе, Вьетнаме и других странах). Начался распад колониальной системы. Перед угнетенными народами открылись возможности достижения независимости. Последствия великой победы в войне 1941-1945 годов грандиозны по своим масштабам и историческому значению, они ускорили ход общественного развития, внесли существенные изменения в мировую систему общественных отношений.

9 Мая - день великой победы советского народа над фашизмом. Это великий праздник, который народы России, Белоруссии и Украины праздновали и сегодня празднуют величие и гордость этой победы, давшей народам мир и возможность спокойно трудится на благо своего Отечества. И сколько бы ни прошло времени, эти народы всегда будут праздновать этот день великой победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов как историческую память, как достоинство народов.

Loading...Loading...